ОВИДИОПОЛЬ. INSIDER: Фрагмент путеводителя

Выпуск №7

Автор: Мария Галина

 

…Овидиополь также является культурной столицей Причерноморья. Туристам наверняка будет интересен музей античности, где экспонируются местные археологические находки, в том числе знаменитая Венера Федонисийская, а также фрески из ныне разрушенного дворца Наместника. Легенда гласит, что именно после их созерцания грозный гуннский полководец отвернул от городских стен свою армию, а спустя какое-то время и сам оставил ратное дело и устроился садовником при дворцовой оранжерее, только чтобы иметь возможность ежедневно созерцать этот шедевр. Именно эта история легла в основу лирической драмы «Последний завоеватель», получившей спецприз на Каннском кинофестивале, впрочем, каждый, кто мог ее видеть, помнит, что там причиной духовного перерождения кровавого соратника Аттилы послужила любовь к прекрасной пленной гречанке, под личиной которой скрывался мальчик-евнух.

Также гостям города будет интересна картинная галерея, где представлены работы в частности нашумевшего объединения «Кротовые норы», чьи идеологи в конце XIX – начале XX века разрабатывали теорию суггестивной живописи, тем не менее, людям с повышенной внушаемостью, а также детям и подросткам советуем воздержаться от посещений залов номер 3-5.

Еще одной достопримечательностью нашего города стали римские термы, уцелевшие в бурях времени и до сих пор служащие своему прямому назначению. Термы расположены в южной части города, в музее под открытым небом, где посетитель также может ознакомиться с реконструкциями римских вилл, часть из которых переоборудована в отели повышенной комфортности. Посетителям терм будет предложен широкий спектр услуг, в том числе традиционный массаж с использованием оливкового и розового масел и пилинг посредством натурального воска, которым не пренебрегали римские наместники, а также депиляцию при помощи перламутровых раковин. Непосредственно в аподитериуме советуем обратить внимание на изображение кентавров, складывающих дары к ногам опального поэта, чья биография тесно связана с городом – как символ того, что дикая натура покоряется высокому и взыскующему духу. Розовое и оливковое масло, мед и ароматизированный воск, так натуралистично изображенные на композиции из крохотных кусочков смальты, до сих пор можно приобрести в специализированных магазинах и сувенирных лавках, а также на местном рынке – кентавры до сих пор в силу древнего уложения сохраняют монополию на их поставки.

Схему расположения овидиопольских рынков, а также перечень запрещенных и ограниченных к вывозу товаров см. ниже.

Гостям города также предлагаются действующие на постоянной основе туры в поселения кентавров, где можно не только ознакомиться с бытом и традиционными ремеслами представителей этого уникального племени, но и приобрести те же продукты по более умеренным ценам. Однако мы настоятельно советуем воспользоваться рекомендованными в нашем путеводителями агентами: без сопровождения подготовленного гида посещение таких поселений может привести к досадным инцидентам. Следует также воздержаться от отклонения от утвержденных конных маршрутов и не использовать гужевой транспорт: кентавры в высшей степени отрицательно относятся к любой эксплуатации лошадей – печально известный инцидент, перешедший в серьезное межплеменное столкновение, как раз и произошел из-за кобылы Сальвии, этой новой Елены Троянской.

Так же не советуем, находясь в поселении кентавров, употреблять термин «резервация», поскольку он не только не соответствует действительному положению вещей, но может вызвать у хозяев неприятные эмоции.

Поющие фонтаны. Этот каскад, установленный на площади Деция Траяна (она же – площадь Двух Дюжин фонтанов), является одним из самых ярких и привлекательных туристических объектов города. Двадцать четыре фонтана, составляющие каскад, выбрасывают струи подсвеченной воды в темпоритме, заданном еще в XVII веке конструктором, беглым механиком Сержио Паскале (он же разработал музыкальную тему, сопровождающую последовательность пульсации водяных струй). Современные технологии добавили новые краски к этому удивительному зрелищу, однако следует предупредить, что на неподготовленного наблюдателя каскад оказывает своего рода гипнотическое действие, хотя и слабое (учащенное, либо замедленное сердебиение, головокружение, слуховые и зрительные галлюцинации – так, некоторые наблюдатели уверяли, что видели в струях воды играющих наяд либо тритонов, а также слышали голоса, пытающиеся донести до слушателя некую высшую истину, однако острое понимание этой истины, как обычно бывает при подобного рода экхальтированном состоянии, испарялось, стоимо только наблюдателю переместиться из одной точки в другую). Тем не менее, согласно распространенной легенде, реформатор Аттлий Септимий Тихий любил приходить на площадь Двух Дюжин Фонтанов и сидеть на строго упределенном месте, где теперь установлена памятная плита. Напомним, что именно Аттлию Тихому мы обязаны самым успешным и прогрессивным на тот исторический период экономическим и политическим реформам.

Примечание: ходят слухи, что после посещения Площади Двух Дюжин Фонтанов некоторые гости нашего города по возвращении становятся ключевыми фигурами местной политической и артистической жизни, однако статистически это не подтверждается, хотя незабываемые впечатления вам гарантированы.

Монумент Овидия. После реформ Регалиана, перестроившего центральную часть города, главная площадь, к которой сходятся радиальные улицы, нуждалась в доминанте. Такой доминантой и стал монумент великого поэта на площади, названной в его честь. Великий поэт стоит, запахнувшись в грубый плащ, наклонив голову, словно пытаясь спрятаться от холодного северного ветра, доставлявшего ему столько неудобств при жизни. В левой руке он сжимает символ своего творчества – гусиное перо, у ног его лежит лавровый венок и лира. Мастер, создавший композицию, неизвестен, однако согласно легенде, автором является вольноотпущенник фавн Флавий, один из последних представителей своего народа. Легенда также гласит, что его бывший хозяин, скульптор Колон, у которого Флавий и почерпнул необходимые знания и умения, из зависти предал имя своего соперника забвению, однако сделал это столь хитро, сколь и эффективно: он просто, заплатив городскому совету, поменял имя автора монумента во всех городских бумагах, в том числе и грамоте вольноотпущенника, а значит, Флавий – просто некое формальное имя, заменитель подлинного имени скульптора, все равно что «некто», либо, хуже того – «никто». Прагматики, однако, резонно утверждают, что поскольку облик скульптора и его биография (и даже его раса, поскольку и тот факт, что он записан фавном, тоже подвергается сомнению), до нас не дошли, то такая в сущности условная вещь, как имя, тоже не имеет никакого значения, и если бы скульптора действительно звали Флавий Фавн, это никак не отразилось бы на нашем восприятии шедевров. Флавию также приписывают создание Мавзолея Септимия Тихого, а также реконструкцию Храма Гекаты, хотя последнее явный анахронизм.

Праздники и фестивали.

Состязание поэтов. Приурочено к паганалиям, то есть происходит после 24 января в назначенный день, сообразуясь с приведенными Овидием в первой книге «Fasti» сведениями. Праздник этот, первоначально считавшийся плебейским, издревле сопровождался театральными представлениями, в Овидиополе же наряду с театральными постановками практиковалось состязание поэтов – в память о мэтре.

Победителей определяли народным голосованием и получали из рук магистра символические лавровый венок, пук розог и горшок меда, а также солидный денежный приз, позволяющий безбедно прожить остаток дней. Соревнования проводились в два этапа – в первый базарный день выступали все желающие, через неделю, после соответствующих жертвоприношений, точно так же народным голосованием из оставшихся выбирали победителя. Следует отметить, что состязания были сопряжены с высокой степенью риска – проигравшие во втором туре соперники тут же, на месте, подвергались кастрации и становились служителями храма Кибелы. Тем не менее, награда была столь высока, что в желающих принять участия в соревнованиях недостатка не было. К тому же статус жрецов Кибелы, традиционно занимающих в обществе положение вечного Другого, приходящего на помощь в драматические моменты истории, сам по себе являлся достаточно престижным, чтобы соискатели, в силу самой двойственности своей природы, присущей людям письма, внутренне были готовы к такой перемене участи. Бытовало даже мнение, что пройти в финал и не стать победителем более почетно, нежели получить искомую награду, однако возможно, эти слухи распускали сами жрецы Кибелы, чтобы поднять престиж своего храма, тем более спонсорами состязаний являлись именно они.

Вероятно, соискатели предлагали плебсу послушать нечто вроде современного рэпа (некоторые, впрочем, полагают, что состязание было ближе к слэму, иными словами, не импровизации, но домашние заготовки).

Сейчас, разумеется, желающие посвящают себя Кибеле исключительно на добровольной основе, а состязания трансформировались в проводимые попеременно, с интервалом раз в два года рэп-баттл и слэм, причем денежный приз по-прежнему более чем щедр, что делает эти состязания исключительно престижными, а статус победителя необычайно высоким. Разумеется, то, что этот фестиваль приходится на зимнее время, лишает туристов многих удовольствий, в том числе купаний на побережье и в лимане, однако термальные воды и бассейны с целебными грязями к их услугам и зимой, тем более, что в зимний сезон эти услуги представляются по льготным ценам. К тому же традиционная зимняя ярмарка, приуроченная к фестивалю, предлагает туристам исконные товары этого щедрого региона: мед, марочные вина и настойки на местных травах (чабрец, полынь), сыры, а также изделия из козьей и овечьей шерсти.

19 июня. Фестиваль ткачества, приуроченный к празднику Миневры. Этот праздник придется по нраву тем, кто предпочитает посетить Овидиополь в самую приятную пору года, в дни летнего солнцестояния, когда еще нет присущей двум последующим летним месяцам жары, делающей столь желанным отдых на побережье, яхтинг и дайвинг (о нем ниже). Фестиваль на рыночной площади перед магистратом предполагает состязания лучших областных ткачей и ткачих, создающих на глазах у публики полотна с многофигурными цветными композициями. Традиционно повторяющимся мотивом таких композиций служит состязание Афины Паллады с Арахной в драматический момент трансформации Арахны в паука. Традиционно работу, получившую первый приз на фестивале ткачей, покупает магистрат, в связи с чем в галерее, открытой для посещения в среду и пятницу, туристы и жители города могут полюбоваться тем, с каким искусством и тонкими подробностями лучшим мастерам города на протяжении нескольких сот лет удается изобразить классическую сцену.

Однако, туристы, которые в последнее время активно посещают фестиваль и охотно покупают ткацкие изделия, предпочитают что-то более позитивное, и потому репертуар полотен значительно расширился. Наибольшим спросом у туристов пользуется изображение гигантского спрута, нападающего на парусный корабль.

На фестивале в своебразном городе мастеров гости города и сами могут попробовать свои силы в этом искусстве под руководством опытных наставников.

Фестиваль коренных народов происходит раз в несколько лет с неустановленной периодичностью, поскольку память о межэтнических и межвидовых конфликтах каждый раз требует долгих согласований и дипломатических усилий со стороны магистрата. Однако именно в силу своей экзотичности он пользуется особой популярностью у гостей города и места в отелях и пансионах бронируются задолго до начала фестиваля – как только магистрат объявляет о согласованной дате.

Предупреждение: перед началом фестиваля каждый гость обязан ознакомиться с подробной инструкцией, поскольку некоторые коренные жители этой области Паноннии отличаются своеобразными понятиями о чести и вспыльчивым нравом, и неудачно брошенное слово может стать причиной необратимых ситуаций. Некоторые, не желая причинить гостям вреда, тем не менее, могут быть опасны, например, при посещении резервации сирен рекомендуется использовать беруши и так далее. Следует также предупредить гостей, что гонки на кентаврах, устраиваемые некоторыми безответственными туроператорами, незаконны, а с тотализатором – тем более.

Также советуем любителям острых ощущений с осторожностью относиться к предложениям посетить тайные обряды храма Гекаты. Несмотря на уверения турпоператоров в том, что эти обряды всего лишь постановка и имитация, должны преупредить, что отличить имитацию, устроенную предприимчивыми организаторами специально ради доверчивых туристов, от реальных обрядов практически невозможно, поскольку внешние обряды храма в любом случае представляют собой хорошо разыгранные драматические эпизоды, однако следует предупредить, что участие в обрядах с жертвоприношениями теплокровных животных незаконнно и карается штрафом либо общественными работами.

Сильфий. Это растение, представляющее собой мощный стимулятор и афродизиак, изображенное на гербе города, является одной из статей экспорта и подлежит вывозу только в ограниченных количествах и в сертифицированных упаковках. Однако, поскольку сильфий не поддается окультуриванию и существует только в диком состоянии, гости могут купить специальные сертифицированные туры и в сопровождении опытных инструкторов самостоятельно отправиться на поиски сильфия. Собранный таким образом сильфий сертифицируется инструктором по возвращении в город и вывозится в запечатанной вакуумной упаковке. Такие туры с ночевками на специально оборудованных стоянках, могут стать незабываемым впечатлением, даже если искомое найти и не удастся. Попытка незаконного вывоза сильфия карается тюремным заключением.

Другие статьи экспорта: сброженный соус из анчоусов – производится по старинным рецептам Римской Империи, когда-то полагавшихся утерянными, но сейчас восстановленным энтузиастами. Блюда, приправленные этим соусом, можно спросить в любом прибрежном ресторане или кантине, однако следует отметить, что эта экзотическая приправа нравится далеко не всем. Из-за острого и резкого запаха запрещен к перевозкам, кроме как в запечатанных и опломбированных сосудах. Экспортируется в Великое Княжество Литовское.

Южное сияние: Феномен, чья природа до сих пор не выяснена, но неизменно привлекающий туристов. В августовское новолуние в Овидиопольском заливе в нескольких милях от берега, обычно между часом и тремя ночи можно наблюдать удивительное явление – в придонных слоях воды формируются бледные фосфорические пятна, которые постепенно разрастаясь и увеличиваясь в яркости, сливаются в правильной формы круг, медленно всплывающий к поверхности, подобно лучу прожектора. В результате над указанным местом моря образуется как бы световой столб, пульсирующий и переливающийся всеми цветами радуги. Феномен этот представляет собой внушительное и совершенно безопасное зрелище, хотя некоторые туристы, наблюдающие за ним, впадают в экстатический транс. Некоторые наблюдатели уверяют, что слышат также и гармоничные звуки, однако это, скорее всего, сопутствующий синестетический эффект. Скептики говорят об установке под водой специального оборудования, но следует отметить, что исследователи и представители прессы не раз, облачившись в гидрокостюмы, проверяли указанное место и готовы подтвердить под присягой отсутствие каких бы то ни было приспособлений для демонстрации феномена, хотя так и не сумели разгадать его природу. К сожалению, очередное появление феномена нельзя предсказать с достоверной точностью, но те, кому не посчастливилось наблюдать феномен, по возвращении получают половинную компенсацию, а также могут воспользоваться во время экскурсии опцией ночных купаний.

Сезон спаривания русалок. Еще одно в высшей степени зрелищное природное явление, ради которого стоит посетить Овидиопольскую бухту в соответствующий сезон (обычно – первое полнолуние апреля). Спаривание русалок – ни с чем не сравнимое зрелище, когда незабываемое впечатление, полученное на ночной экскурсии, останется с вами на всю жизнь. Следует однако помнить, что на эти экскурсии имеется возрастной ценз, а также что несертифицированные выходы в море в зону временного заказника строго запрещены и экскурсии проводятся только на официально зарегистрированных плавсредствах лицензированными экскурсоводами, принадлежащими к штату заказника. Фотографирование – даже на камеры телефонов – строго запрещено.

Особенности размножения кентавров. Поскольку на данном путеводителе отсутствует возрастная маркировка, то ограничимся тем, что все слухи, которые до вас дошли, скорее всего, соответствуют истине, и напоминаем, что любое, даже случайное присутствие представителя другого разумного вида во время любовных игр кентавров может закончиться травмой или гибелью.