Место и др. стихи

Выпуск №8

Автор: Таня Скарынкина

 
МЕСТО

То было место первого мечтания
спортивная площадка
гипсовые фигуры пионеров
качели

географическая площадка
с картой мира
выложенной битой плиткой
в тени молодых каштанов

ласточек перечёрки
отчётливо слышны
а после и видны
темнело

школьный сторож
привёл большую собаку
«На хер!
На хер отсюдова!»

тогда сёстры на каникулах
взяли за руки
с двух сторон
и помчались втроём

по душистой темноте
до сих пор прорастающей
молодыми каштанами
в голове.

 
И КОЛОКОЛЬЧИК

Сорок дней с соседями по соседу
вспоминали и мусорную машину
машина приезжала в определённое время
к трансформаторной будке в 19.00 два раза в неделю

как солдатики терпеливые поджидали
всеми 5-ю прикреплёнными к трансформаторной будке дворами
с вёдрами мусором переполненными
цинковыми пластмассовыми эмалированными

— И колокольчик звенел — сказала Оля
— Какой колокольчик?
— Колокольчик был на кабине
— сказала Марина

Родиться не вовремя
это значит упустить колокольчик
Марина и Оля старше
им повезло больше.

 
ПОСЛЕ НОЧНОГО ЧТЕНИЯ «ВИЯ»

Не нервно ль
не неровно ли
взвивался соловей
на веточку сирени

взвивался брызгом стрел
и насморком потопа
красавица европа
вся в позирке быка

колотится и плакай
над клетками платка
желание порока
остынет впопыхах

и прямо у станка
погрязнуть в современности
по самую консоль
гармошкой о рояль

встаёт гиппопотам
пупырышки на юбке
стада уходят прочь
а мы махнём наливки

шайтан вас раздери
на лацкане жасмин
оставил след ожога
давай поговорим

как в молодые годы
ходили на дзюдо
ты присоединяйся к нам
через один зевок

под 100-метровым парусом
летают морячки
вот прыснуть б с высоты
на тучку босиком

энергия из рая
касается земли
в своём окопе как язык
в чужом водовороте

достаточно горячий
твой речевой отсек
гудОчки вместо слов
чернильная свирелька

приклеилась к губе
узнать из собственных стихов
всю правду
о себе.

 
СО СТУЛЬЧИКА

Снизу
с детского стульчика
видны только нижние юбки мироздания
заляпанные чем ни попадя

да подошвы ботинок
в ошмётках раздавленных
придорожных созданий
не имеющих формы

но сверху должно же быть
что-то поприличнее
только этого не разглядеть ничего
с низкого стульчика.

 
ДЕКАБРЬСКОСТЬ

Снова декабрьскость осклабясь
гроздьями предпрадзничными наваливается
ещё и грипп этот
мама приказывает:

— Таня!
Ты должна пры ўсім
выздаравець да Куцці
(католического рождественнского стола).
— Как получится.
— Хоць облатэк
(тонкая пресная вафелька с вытесненной картинкой
Рожденья Исуса) купі.
— Куплю.
— Мак не купляй.
— Почему?
— Мак ужо гатовы Марыя прывязла з Вільнюса.
— В банке?
— У банке.
— Он невкусный.
— Але ж ты свой не патрэш.
— Не потру.
— І баранак паўкіло.
— Полкило.
— Ну а так можна купіць шпроты.
Буцерброды зрабіць са шпротаў.
— Значит шпроты.
— А пачом цяпер гэта рыба красная?
— Не знаю.
— І шампанскае пачом не глядзела.
— Нет.

А я за время болезни
почти отвыкла от большой еды.
так эти праздники некстати.

 
В БЕЛОМ КОСТЮМЕ

Я приехала к папе
а его там все презирают
и стоит ему отлучиться
хотя б на минутку

как тут же оговаривают
что влез в большие долги
совсем не хочет работать
ни с кем не считается

одевается только в белое
и действительно выходит папа
в ослепительном костюме
они ехидно спрашивают меня:

«А как же ты будешь фотографировать?»
оказывается я попала
в страну бесконечных экскурсий
оказывается на том свете

без фотоаппарата нечего делать
я отвечаю: «Мне папа купил фотоаппарат»
и всем показываю фотоаппарат-гармошку
на трёх ножках

вокруг засмеялись:
«Ну вот он снова влез в долги
или украл»
а я решила не обращать внимания на толки

меня волновало только
где брать деньги на питание
потому что было ясно как божий день
что папа прокормить не сможет хоть убей.

 
ЧЕГО-НИБУДЬ КРЕПКОГО И ПРОСТОГО

Чего-нибудь крепкого и простого
раскрывающего личность
я б выпила конечно

а то живёшь-живёшь себе
в коконе покоя
и постепенно забывают все

какой ты человек отчаянно веселый
с обжигающей снежинкой
вместо сердца.

 
СВЕТ В РАЙОННОМ ДОМЕ КУЛЬТУРЫ
БЫВШЕМ ДОМЕ ОФИЦЕРОВ

И друг за другом поднялись на сцену
по высоким ступенькам
сразу после концерта
потому что скрипачка их соседка

я сама не понимаю зачем пошла вслед за ними
мне-то она не соседка
наверное решила что раз все вместе пришли
и уходить надо вместе

а на сцене до того хорошо
пол деревянный некрашеный жёлтый как желток
и до того светло и Саша тогда говорит:
— Наконец-то свет нормальный сделали в ДК.

Ах значит всё дело в свете
на сцене действительно было ярко
празднично будто в цирке
на рояле прямо курган цветочный

и по краям сцены на столиках тоже букеты
и отдельные розочки в длинных вазочках
по краям столиков
с красными скатертями

пианистка в зелёном платье
выглядела необыкновенной красавицей
с белым круглым лицом как в немом кино
я ей прямо так и сказала

после фотографировала соседей скрипачки
вместе со скрипачкой
только Саши правая рука
не вся попала в кадр

а я ведь старалась из последних сил
всех поместить в объектив
насколько это возможно в условиях сцены
после концерта

возвращая фотоаппарат говорю:
— Там только рука это самое..
Но не договорила всё равно бы никто не услышал
шумно там было очень

и подумала что дело не в руке а вообще
свет вот этот
и чистый-чистый жёлтый
деревянный пол этот ровный.

 
ЧЕЛОВЕК ИЗ ДРУГОГО МИРА

Такой человек как бабушка
при жизни любил меня
в это невозможно поверить
но это правда

человек из благородного
деревенского теста
из недоступного мира
постоянного ручного труда

а нынче бабушка
в царствии небесном
плавает на облачке
и отворачивается во сне.

 
СТЕНД

Подходили же по очереди к стенду
ну и запахом пота же несло от них
трудовой пот учреждения
это и понятно же

а на улице свежесть прелесть
ни птицы не пахнут
потому что не работают
ни деревья потому что зима.

 
ПРИШЁЛ И СЕЛ НА СТУЛ

Пришёл и на старый стул уселся
в старой ещё квартире военного городка
мёртвый одноклассник
в которого я была влюблена

и мы стали
почти сразу
целоваться
разговаривали

я у него спрашиваю:
— Почему тебя так долго не было?
Ты же знал что я тебя ждала.
— Дела — отвечает — дела.

Принес с собой пирожное «Наполеон»
мандарины или даже апельсины
сам был в чёрном костюме
а в школе всегда носил серый.

 
БЕЗ БАЛКОНА

Это так унизительно
что парикмахерша думала
будто у нас балкона нет

столько раз приходила к нам
и всегда с убеждением
что живём без балкона мы

не могу об этом думать спокойно
и хочу прекратить
иначе меня стошнит.

 
СТИХОТВОРЕНИЕ О СТИХОТВОРЕНИИ

В деревенском кафе
подавали котлету с пюре
раскалённую свиную котлету
с горячим картофельным пюре

вообще я просила
что-нибудь к чаю
но сказали: «У нас ничего нет
одно только пюре с котлетой»

и читала я
сидя у окна
кафетерия придорожного
сборник Чеслава Милоша

там одное такое
стихотворение короткое
про картину Эдварда Хоппера
«Девушка в гостиничном номере»

стихотворение в нескольких словах
описывает картину
и главная мысль описания
такова

что никто не спросит девушку в отеле
на диване
кто она такая
сама она тоже не знает

я подарила книгу деревенскому поэту
не без сожаления о расставании
с книгой которую ни разу не открыла
за 4 года как она у меня появилась

но с другой стороны если б не день рождения
то никогда бы в жизни
не прочла стихотворение
в ожидании юбилея поэта сидя в кафе

пока его там все торжественно поздравляли
из отдела культуры
в здании старого кинотеатра
и никогда бы не узнала

что думает Милош о девушке Хоппера
которая не знает кто она такая
сидит себе в красном корсете на диване
а Милош пишет что в красной юбочке

и уже не спросишь
это он нарочно
для загадочности
или по забывчивости.

 
ТЁТЯ ЯДЯ И МАТКА БОСКА ВОСТРАБРАМСКА

У тёти Яди утром раз просыпаюсь в прошлую пятницу
и тётя Ядя как раз пришла будить меня к завтраку
накануне к ней приехали родственники из Польши
один с аккордеоном
играет слышно из кухни
«расцветали яблони и груши».

А утро солнечное такое
дверь на двор распахнута
и солнце оттуда такое
и лучи попадают
на икону Матки Боскай Вострабрамскай.

Я как будто впервые её у тёти увидела
сразу резко вспомнила такую же бабушкину
— Это бабушкина Матка Боска? — спрашиваю у тёти
— Не. Это мама подарила мне на свадьбу —
отвечает тётя Ядя.

Мы глядим на золотые лучи вокруг загорелого лица
Богородицы
которая что удивительно без маленького Езуса
одна
ручки горестно сложила крест-накрест.

— Надта я перад ёй вінаватая —
признаётся вдруг тётя
— бо як сталі касцёлы закрываць
сталі ўсе іконы хаваць
я да каго ні прыду
гляджу іконы пасцепенна здымаюць
адзін за адным
і я гэту матку ў падвал.
— Долго она там лежала?
— Ой доўга.

И мы обе смотрим на волнообразную
поверхность Матки Боскай
в покоробленом золотистом окладе
под аккордеон из кухни
и уходим на кухню.

 
БЫВАЕТ МУХА

Бывает муха
промелькнёт
в квартире
как в лесу

и я слежу за собой как я
за этой мухой слежу
то радуюсь
то грущу

она поёт
и я пою
когда она молча потирает ручки
и я молчу как разведчица

тогда она быстро протирает крылья
задней парой ног
и внезапно скрывается за пределы зрения
так заканчивается денёк

я по звуку определяю
её местонахождение
но никому не выдам его
будь он четырежды гений

а вдруг эта муха
маленький челенджер
или будущий
второй Сэлинджер.

 
НЕПОДВИЖНАЯ

В пригородном захотелось написать стихотворение
просто для провождения времени
но не могла придумать о чём именно
тут я и заметила Неподвижную

Неподвижная сидела очень прямо
на самом последнем в вагоне сидении
или самом первом
смотря откуда считать

с закрытыми глазами
положив друг на друга
руки сжатые в кулаки
и не двигалась почти все два часа дороги

а две девочки вышли в Прудах
и пошли по тропинке без сумок
эта удивительная жизнь без сумок
но о ней я напишу попозже когда-нибудь

мне всё время хотелось
смотреть на Неподвижную
я пересела в своём ряду пригородного Минск-Гудогай
на такое же место как у неё

и боковым зрением
пыталась уловить хоть какое-то движение
со стороны попутчицы
наконец в Залесье

она глотнула воды
с той же ровной спиной
и парень напротив
глотнул своего лимонада загораживаясь бутылкой

глянул из-за бутылки
все руки у него были в цветных татуировках
вообще сейчас я вижу
многих парней и девушек сплошь в татуировках

пришло тепло
и можно видеть теперь
все эти татуировки
от головы до ног

Неподвижная
пошевелила ногой легонько
я встала и закрыла
прямоугольную форточку двухкнопочную

все семеро пассажиров
посмотрели на меня
парень с лимонадом жевал внутри не по возрасту детского рта
бесконечную жвачку

мы подъезжали к Сморгони
и я начала приподыматься
заранее беспокоясь что не выдержу
и гляну на прощанье на Неподвижную

которая к этому времени разжала кулаки
но в целом положения не изменила
из единственной форточки двухкнопочной
запахло дымом

парень с лимонадом и жвачкой
вышел на Молодёжной
надо было и мне сворачивать удочки
через минуты две выходить

Неподвижная впервые
за всю дорогу повернула ко мне голову
а я на неё так и не посмотрела
чтобы не выдать в себе Подвижную.

 
МАКИ И СОБАКИ

Видны с балкона маки
и собаки

в скошенной траве душистой
кости ищут

и находят
съедают и по клумбам вдаль уходят

это мы бросаем из окошек все жильцы
47-го дома кости шкурки некоторые даже огурцы

семенные выбрасывали
а я подбирала и относила на мусорку

также бутылки от подсолнечного масла
обёртки сливочного масла

селёдочные упаковки
поэтому я надеваю перчатки

когда собираю в пакет одноразовый
отходы нашего дома жизненные.

 
ТУШЬ БЫЛА

Тушь была
и перья разного калибра

ужо бывало напишу я
эдакое нечто поэтического вида

две тому назад
или три жизни

но никому не показываю стихов
по правилам тех времён

и ничего
терпимо.

 
НИНА ВОРОТНИКОВА

Нина Воротникова потому меня игнорирует
что я в своё время проигнорировала
предложение дружбы от неё
если так можно выразиться

когда она дала свой номер
а я подумала неудобно же сразу звонить
после встречи
только что поговорили

нужно чтобы время созрело
для очередного разговора
и не позвонила
теперь она меня избегает

с пустыми вёдрами
перебегает дорогу
к речке Гервятке за водой
не поднимая головы

я возьми и спроси
как дурочка:
«Может помочь?»
она лихорадочно отказалась

и теперь когда я замечаю
Нину Воротникову
с пластмассовыми вёдрами
то выжидаю чтобы она спокойно прошла

и не дёргалась
не споткнулась
чтоб воду не разлила
не дай бог

к дому Нины
курица перебегает дорогу
за ней ласточка низкая
коршуном летит

будто хочет курицу
схватить и унести
а курица будто бы убегает
от ласточки во всю прыть

на самом же деле
им дела нет друг до друга никакого
в точности как и нам теперь
с Ниной Воротниковой.

 
ПОЭТЫ РАЗВЕРНУТСЯ

Однажды мир проснётся
а в нём уж нет меня
и всё пойдёт как раньше
по улицам и дворам

куры разбредутся постепенно
собачки разбегутся
юноши и девушки
разойдутся на свидания

большие и малые народцы
растеряются по дорогам
поэты развернутся
каждый на свои повороты.