БЕССМЕРТНЫЙ ПОЭТ – ДВЕ ФУТУРИСТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

Выпуск №19

Автор: Алёна Максакова

 

(По мотивам доклада для круглого стола проекта «Артикуляция»)

 

Хотелось бы обозначить некоторые вопросы, которые может вызывать у нас фигура поэта в будущем.

Я для себя построила две модели.

Мой друг, доктор фармакологии, говорил, что в контексте современного общества, для нас скоро станет возможным фарм-бессмертие.

Т.е. в будущем, вполне возможен бессмертный поэт.

Если отрешиться от моделей бессмертных людей, описанных в эпоху романтизма, какие градации будут для нас важны?

Бессмертный поэт, чем он будет отличаться от поэта сегодняшнего или вчерашнего?

На данный момент, все поэты времецентричны, и как раз поэтому важна категория новаторства.

Поэт времецентричен в приципе, не смотря на то, что и в этом есть бинарность: когда идеал для поэта, идеальная форма, помещена в прошлое – тогда он не считает себя  новатором, или когда в будущее – тогда он стремится к новаторству. Т.е., это зависит, как во времени, он располагает свой эстетический ориентир.

А теперь мы представляем, что для бессмертного поэта, будет отсутствовать, как минимум, категория времени. Следовательно, и категория «поколения».

И вот тут мы упираемся в этические и в эстетические проблемы. Эстетический идеал должен быть расположен во времени, и этический, как то, что мы выражаем взгляды своего поколения. Он тоже должен быть размещён во времени.

На сколько будет отличаться в этой модели, поэта в его собственном, но бессмертном теле, то что будет получаться у этого бессмертного поэта, как продукт – это очень сложный вопрос, на который нам предстоит ответить.

Вторая модель бессмертного поэта, которую я рассматривала, а я рассмотрела всего две модели – это бессмертный поэт, при наличии возможности загрузить в сеть, то есть полностью идея, базирующаяся уже на трансгуманизме.

Это уже не «дано мне тело – что мне делать с ним», а совершенно другое.

Затроним категорию телесности.

Мы говорим, что телесность неподвластна машине.

Но если наши чувства, мысли и даже наше подсознание – мы получим возможность всё это загрузить в сеть?

Если кто-то из нас станет этим бессмертным поэтом?

С категорией времени мы уже разобрались выше. Она очень сложно преломляется и в первой модели. Так же и во второй модели.

Но тут мы должны задать себе вопрос, как будет вести себя категория телесности.

На данный момент, телесность очень важна в поэзии и вообще, в художественном тексте.

Это телесность, словно перетекающая в тексты.

Сразу оговорюсь, что это относится не только к русскоязычному пространству.

Недавнюю нобелевскую лауреатку

Э. Елинек снимали с конкурсов за порнографичность текстов.

Поэтому, вопросы, которые я задаю, скорее, не зонированные, а общечеловеческие.

Итак, для бессмертного поэта, лишённого телесности.

Что будет выражать его текст, при отсутствии категории телесности, но при наличии категории абсолютного знания?

В данный момент, категорией абсолютного знания, мы наделяем как раз абсолют, если в нашей системе есть категория абсолюта, а она присутствует, конечно, не у всех.

Но это будет поэт обладающий абсолютным знанием, в пределах человечества, и совершенно лишённый процесса познания.

Интересно, включится ли у поэта, наделённого абсолютным знанием, механизм расчеловечивания?

Надеюсь, что нет.

Пока я строила эти две модели бессмертного поэта, телесного и бестелесного, я поняла, что модели рождают скорей вопросы, нежели ответы на них.

Но и ответы на них мы все узнаем.

Обязательно.

Хотя бы ради этого стоит ещё пожить на этой земле!

 

Bonus track:

Только на один вопрос, из заданных мной себе, я рискнула себе же ответить.

Будет ли бессмертный поэт новатором?

Да.