Литература внутри концлагеря. Обзор поэтической периодики на конец 2023 года

Выпуск №21

Автор: Максим Хатов

 

Вторую половину 2023 года в жизни литературного процесса можно охарактеризовать как первые попытки его, процесс, пересобрать на новых этических началах. В то время как большинство влиятельных институций довоенной эпохи либо публично заявили о закрытии (Премия АТД), либо приостановили работу де-факто («Воздух», [Транслит]), на сцену после естественного в сложившихся условиях временного молчания культуры начали выходить их преемники. И если к премиальному процессу и перспективам его возобновления есть много вопросов, появление множества молодых изданий уже стало фактом литературной жизни.

Среди отличительных черт этих изданий исследователь_ницы выделяют снижение возрастного ценза: новые журналы активно печатают молодых поэт_ок, а зачастую ими же и издаются [1]. Впрочем, свести проекты к единообразию, основываясь на возрастном критерии, было бы ошибкой, ведь на этом их очевидные сходства заканчиваются. Журналы, появившиеся в условиях руинизации литературного процесса, выбирают подчас кардинально разные стратегии легитимации в попытках ответить на вопрос: «Какая поэзия имеет право на существование в современной России?»

Целью данного материала автор видит необходимость исследовать такие стратегии, обозначить границы вновь формирующегося русскоязычного литературного поля и перспективы его дальнейшего развития.

 

 

1. Изъян

 

Одним из первых новых проектов, появившихся после начала войны, стал основанный Аристархом Месропяном сетевой альманах «изъян».

 

Для «изъяна» личность (а в случае с Месропяном — «обезличенность») создателя является определяющим фактором. Альманах, по словам создателя, задумывался как место, объединяющее «темное, мрачное, черное, злое в искусстве», «различные итерации темного в прозе и поэзии» [2]. Такой подход делает издание частью мифологии основанного на мрачной эстетике анонимного проекта, известного нам как «Аристарх Месропян», расширяя её до формата своеобразной «тёмной метавселенной».

Издание, как и его создатель, отказывается от привычных для довоенных институций стратегий легитимации, становясь похожим больше не на поэтический журнал, а на вкладку «Избранное» Месропяна. Попыткам вобрать в себя разнообразие актуальных поэтических практик и выстроить собственную иерархию автор_ок с претензией на объективность «изъян» противопоставляет локальность и узконаправленность в позиционировании проекта. Проявляется это не только в выборе материалов, но и на уровне построения номера: раздел критики отсутствует, его роль выполняют написанные в подчёркнуто разговорной стилистике комментарии Месропяна к каждой публикуемой подборке, выкладываемые в соцсети издания.

При этом тексты, составившие содержание первых двух номеров «изъяна», сложно объединить чем-то помимо «качества темноты». В «изъяне» встречаются работы, которые сложно было бы представить рядом в ином контексте: так, например, вступают во взаимодействие и неожиданно дополняют друг друга аппелирующая одновременно к эстетике православия и тяжёлой музыке поэма служителя РПЦ Петра Пашкова и левоангажированное прочтение фрагментов «Илиады» в подборке Егора Зернова.

 

 

2. Таволга

 

Поэтический журнал «Таволга» — другой проект, основанный в 2023 году и уже успевший обзавестись несколькими номерами. Как и в случае с «изъяном», издание плохо вписывается в концепцию приостановивших деятельность «новых толстых журналов» вроде упомянутых выше «Воздуха» и «Транслита». «Таволга» также ощутимо стремится к локализации, пусть и несколько иного характера. Её основанием, как пишет в предисловии к первому номеру главный редактор Георгий Нагайцев, выступает желание «объединить любовь к поэзии (и любовь поэзии) с любовью к природе, флоре» [3]. Концептуально это стремление проявляется на двух уровнях.

Во-первых, каждая опубликованная в журнале подборка озаглавлена названием растения. При этом связь названия и собранных под ним текстов может быть как интуитивно понятной (перетекающий из текста в текст образ снега в подборке Нико Железниковой «Пушица»: «ни восставали против тишины / теперь же свечение тишины исходит / из их белоснежных тел / осунувшиеся сугробы, чьи души / не растопило тепло весны, / скорбь / по тем временам, когда их / только выдумали и наделили речью» [4]), так и почти не поддающейся дешифровке (что характерно для большинства публикаций).

Во-вторых, отношения с природой в их многообразии становятся лейтмотивом представленных в «Таволге» поэтик. Субъекты стихотворений то сравнивают себя и окружающее их с природными объектами (улотнённый розарий как метафора метро в одноимённом стихотворении Софьи Дубровской [5]), то вовсе отходят на второй план, уступая им центральную роль в нарративе (как в стихотворении «Луковица» Виславы Шимборской: «У луковицы вовсе / нет никаких внутренностей / Она пребудет луковицей / до скончанья луковости» [6]).

 

 

3. Web-almanac

 

Если для других изданий (за исключением, разве что, «изъяна, заигрывающего вслед за Аристархом Месропяном с трансмедиальностью) электронный формат издания был вынужденной мерой (постоянное повышение цен на бумажные издания, проблемы с российской цензурой), то для проекта поэта Али Алиева под названием «Web-almanac» интернет — единственная возможная среда обитания.

Так же, как и два предыдущих журнала, Web-almanac изначально сужает пул текстов, которые могли бы быть в нем опубликованы, предпочитая всеохватности тематизацию. При этом её основополагающим критерием становится не содержание, а форма. В первом номере сетевого альманаха отсутствуют стихотворения в привычном понимании: вошедшие в него тексты скорее можно охарактеризовать как «медиагибриды». При таком виде поэтического высказывания, по мнению филолога Алексея Масалова, действия «производятся не только с помощью слов и тел, но и с помощью разнообразных медиа» [7].

На практике это работает следующим образом. Сайт Web-Almanac представляет собой справочник, по ссылкам с которого можно перейти на страницу соответствующего медиагибрида. Формы медиаперформативного взаимодействия и степень сращивания текста и формы могут существенно различаться: это может быть статичный лендинг, браузерная игра или отдельное exe-приложение. 

Появление номера видится продуктивным по нескольким причинам. С одной стороны, вошедшие в него работы продолжают держаться курса, намеченного наиболее прогрессивной новейшей поэзией и заключающегося, по мнению поэта Максима Дрёмова, «в самоочищении от коннотаций ранжирования, замутняющих как чувственное, так и аналитическое постижение» [8]. Например, цикл Егора Зернова «ФАЙЛЫ СМЕРТИ» демаргинализирует и вводит в литературный контекст важные явления интернет-фольклора нулевых: крипи-пасты и одноимённый жанр видеофайлов. Медиаперформативная форма позволяет разрушить иерархичность связей объекта и исследователя, городских страшилок и академического письма. Текст не пытается деконструировать жанр извне, вместо этого он сливается с ним до неразличимости: на это указывают и всплывающее окно с надписью «за вашим экраном наблюдают» в начале просмотра подборки, и ссылка на смонтированный автором собственный файл смерти в её завершении.

С другой стороны ряд опубликованных в альманахе медиагибридов с их сложной технической реализацией может стать важным шагом к введению в русскоязычный контекст такого явления, как «game poetry».

Так, геймификация лежит в основе стихотворения-видеоигры Кирилла Азерного. Его метод чем-то напоминает комбинаторные работы Раймона Кено: пользователь_ницам предлагается манипулировать частями разрозненного текста при помощи клавиатуры и собирать из них новые стихотворения.

Переизобретает возможности взаимодействия текста и медиа и работа лауреатки премии «Цикада» Оли Цве «скример», также опубликованная в «Web-almanac». В автокомментарии Цве даёт наиболее точную аннотацию к данному медиагибриду, называя его (уже) не стихотворением, а «ностальгической аркадой на типичном для хоррор-игры фоне под ожидание скримера» [9]. Медиагибрид копирует основные механики известной предустановленный на Windows игры, побуждая пользователь_ниц найти среди мин поля со скрытыми в них отрывками стихотворения.

 

 

4. POETICA

 

Основанный Владимиром Коркуновым сетевой журнал «POETICA» заметно отличается от предыдущих изданий в обзоре. Прежде всего, его сложно назвать новым: первый номер издания вышел в свет ещё полтора года назад. Кроме того, выделяется из общего ряда направленность журнала: он не имеет выраженной нишевости, ставшей характерной для подавляющего большинства поэтических институций современной России. Тем не менее, нахождение «Поэтики» в этом материале кажется оправданным: на это влияет и рефлексия редакции над форматом журнала в сложное для русскоязычной культуры время, и выдержанная в связи с ней значительная пауза между выходом номеров.

Обновленный журнал отходит от концепции публикации преимущественно раскрученных имен и выстраивает себя как пространство межпоколенческих связей. Владимир Коркунов в интервью для сайта журнала «НАТЕ» связывает это с желанием «снизить пафос издания, заявленный в первом номере» [10].  Во втором номере представлены как известные фигуры литературного процесса (например, Федор Сваровский, Андрей Гришаев или назначенный автором выпуска Александр Уланов), так и условно «молодые» автор_ки (Анна Родионова, Станислава Могилёва, Ксения Пройдисвет).

Репрезентация разных поколений проявляется не только в поэтическом блоке. Так в важнейшей части второго номера, опросе про метареализм, участвуют на равных правах и разработавший этот термин Михаил Эпштейн, и недавно дебютировавшая поэтка Евгения Цориева. Стихотворения последней можно прочитать в ещё одном определяющим организацию номера материале — коллективной мини-антологии молодых автор_ок, демонстрирующей разнообразие выбранных поколением двадцатилетних поэтических стратегий.

Таким образом, журнал продолжает последовательно развивать политику, заданную в нулевых Дмитрием Кузьминым и его «Воздухом», создавая инклюзивную площадку для всех возрастов и значимых поэтических течений. Это выгодно отличает издание Коркунова от других проектов, претендующих на исполнение той же функции, но спотыкающихся на ограниченности в восприятии поэтического или чрезмерном увлечении институциональными распрями.

 

 

Вместо вывода:

 

К сожалению, несмотря на все достоинства вышеупомянутых изданий, впечатление от возрождения русскоязычной поэтической периодики остаётся двояким.

Автор статьи лукавит, говоря об этической пересборке литературного процесса. Стратегии, которые выбирают новые журналы, несомненно разнятся и несут ценность сами по себе, однако видятся схожими в одном. Все они, будь то дневниковость и мрачность «изъяна» или поиск новых путей взаимодействия с природой «Таволги», представляют собой разные варианты эскапизма культуры, её нежелания (или неспособности) реагировать на брошенные социальные и политические вызовы.

Разумеется, сложно винить в сложившейся ситуации редакции перечисленных проектов, внёсших своей работой огромный вклад в выстраивание разрушенной коммуникации между автор_ками и читатель_ницами и подвергающимся в связи с этим очевидным рискам.  Стоит также отметить, что на момент выхода публикации не представленным институционально остаётся исконно политизированное левое поэтическое сообщество.

Всё это даёт возможность предполагать, что нынешнее состояние поэтического сообщества окажется временным и станет предтечей по-настоящему новой актуальной литературы, основанной на эмпатии и горизонтальных связях.

 

 

Примечания:

 

[1] Ленкова Л. От мокьюментари до заговора: как пишет поколение-2002 // POETICA. № 2. URL: https://licenzapoetica.name/points-of-view/critique/ot-mokjumentari-do-zagovora-kak-pishet-pokolenie-2002

[2] Комментарий Аристарха Месропяна к первому номеру альманаха «изъян» // URL: https://vk.com/izyan.media?w=wall-219221668_3

[3] Нагайцев Н.  Сквозными нитями травы дыша и шевеля // Таволга № 1. URL: https://tavolga-journal.ru/319-2/#19

[4] Железниково Н. Пушица // Таволга № 1. URL: https://tavolga-journal.ru/319-2/#5

[5] Дубровская С. Космея // Таволга № 1. URL: https://tavolga-journal.ru/319-2/#17

[6] Шимборская В. Яблоня Зарянка // Таволга № 3. URL: https://tavolga-journal.ru/tretij-nomer/#2

[7] Масалов А. Медиаперформативность Аристарха Месропяна и Гликерия Улунова // Новое Литературное Обозрение № 182. URL: https://www.nlobooks.ru/upload/iblock/090/z6e47092hwbk5s6dn5qwtdvi82fr3fkv.pdf

[8] Дрёмов М. Предисловие к материалу «Сетка #1: голоса молодых» // POETICA. № 2. URL: https://licenzapoetica.name/texts/poetry/lenta-1-golosa-molodyh

[9] Автокомментарий к работе «скример» в телеграм-канале Оли Цве // URL: https://web.telegram.org/k/#-1845560366

[10] Коркунов В. «Создание литературного журнала происходит исключительно по любви» // Сайт журнала «НАТЕ». URL: https://nate-lit.ru/%d0%b1%d0%b5%d0%b7-%d1%80%d1%83%d0%b1%d1%80%d0%b8%d0%ba%d0%b8/vladimir-korkunov-sozdanie-literaturnogo-zhurnala-proishodit-isklyuchitelno-po-lyubvi/