Марьян

Выпуск №22

Автор: Таня Скарынкина

 
МАРЬЯН

«Сядь в любой поезд»
пела Марыля Родович
«и окочурься в дороге»
это я от себя вдруг допела
вместо «будь ты как ветер»
не в лад невпопад

так умер дядя Марьян
в поезде
на Дальний Восток он ехал на заработки
вдруг сердце отказалось работать на полдороге
до этого он ещё в 80-е на стройку ездил в Ирак
и я всё путала что в Иран
потому что лучше рифмуется с Марьян
он привёз оттуда море жвачки
бархатные платья для дочек
и одно на продажу моего размера
я так долго смотрела на вишнёвое платье
аккуратно разложенное на кровати
что даже камень бы понял что оно
мне позарез необходимо
только не мама

ещё лежала на другой кровати
груда мохера на продажу
песочного всех оттенков и голубого тоже
и серого
и мохеровые шали
дядя Марьян их сам вязал
научился в Ираке промежутками на строительстве
от иракских мужчин
в Ираке только мужчины вяжут
и не спицами а руками говорил дядя Марьян
плетя очередной платок из мохера кофейного цвета
всё что мне досталось в тот его приезд
это посмотреть от и до
каталог Отто
я не понимала толком что это за толстенная книга
со снимками фантастически зажиточной жизни
я и сейчас не того
но какой там был кукольный домик

ещё Марьян привёз радиоприёмник-блокнот
в переплёт вставлен был золотой карандашик
я когда месяц жила у тёти
жены дяди Марьянова брата
а мама сама уехала в ежегодный санаторий
то я взяла блокнотик в школу похвастаться
но ни одна волна не ловилась
только Аллах акбар без остановки целый час
но мы с одноклассниками
всё простили радио-блокноту
за красоту

за неё многое можно простить
почти всё если честно
если у того кто должен прощать
мозги есть
и сердце
или одно из двух
на крайний случай.

 
ПОЖЕЛАНИЕ

Тётя подогрела в глубокой мисочке щи
на двоих
дала мне куриную ногу
«А для вас где курица? Я одна не могу»
«Раней з’ела. Яшчэ да цябе»
сказала тётя
«Еш. На мяне не глядзі.
Суп не халодны? Можа болей пагрэць?»
спросила тётя
«Не надо».

А ведь по правде
я люблю горячий
и тётя знает
но это не принципиально
когда в целом нормально.

После мы пили кофе
с батоном
сливочным маслом и вареньем
варенье выглядело клубничным
но клубничным не являлось
как оказалось
тётя не помнила из чего оно сварено
и попросила может я угадаю
подсказала что могла:
«У парэчкавым сіропе нешта».

Я пробую
яблоко не яблоко
груша не груша
но какой-то смутно знакомый аромат
что-то напоминал
жую жую
«Банан?»
«Таня! Як ты дагадалася?
Гэта праўда банан. А я і забылася»
«Неужели такое старое варенье?
Вроде на вкус ничего»
«Не старОе.
Проста выпала з галавы.
У прошлым сезоне варыла».

Дело в том что тётина голова
почти всегда занята одним поэтом
я когда зашла
то на кухонном столе
как раз лежала книга о нём
«Пропавшие дневники Пушкина»
листаю пока греются щи:
«Ну и что нашли?»
«Каго?»
«Дневники».
«Ці ж я помню. Тока во начала»
«Вы же говорили что эту книгу уже читали?»
«Калі гэта было. Дажыві да маіх гадоў».

Я воспринимаю это как пожелание
потому что мы едим в Рождество
оно конечно православное а мы католики
но до восьмидесяти
а тёте именно восемьдесят недавно исполнилось
я дожила бы мне кажется с удовольствием.

 
Я ВИЖУ СТИХ

Я вижу стих Набокова
и вижу
сколько сил
потрачено на стих

и вижу Гумилёва стих
я вижу
сколько сил потратилось
на африканский стих

и вижу Бунина я стих
и вижу
сколько сил потрачено на этот
длинный стих

а после вижу Хлебникова
вижу
вот стих
и вот как будто нет стиха

роятся пчёлы
птичьи стаи
над ними
космонавты проплывают

души мёртвых без одежды
божества в нарядных платьях
под ними облака едва плывут
размазывая след

а стих
его как будто нет
едва возникнув
сразу тает.

 
ЗАЧЁТ

Я прижала к стенке маленькую учительницу
но именно она смотрела на меня снизу вверх как на маленькую
это была учительница по статистике
которой я пыталась всучить духи фирмы «Дзинтарс»
в обмен на зачёт

«Тайна рижанки» пропитала насквозь мои вещи
я хотела как можно скорей от неё избавиться
это был специально по блату добытый из Риги флакон
по специально выведанной информации
у племянницы учительницы которую тоже пришлось подкупить
книгой «Имя розы» Умберто Эко

это было в старом корпусе сельхозакадемии
как сейчас помню неуклюжую сутолоку
на площадке между первым и вторым этажом
там я долго поджидала как паук свою муху
но при этом чувствовала себя
когда учительницы шаги услыхала
мухой перед пауком

она духи взяла конечно как такое не взять
и с презрением расписалась в зачётке
я как могла старалась забыть
этот связанный с «Дзинтарс»
своей биографии эпизод
но не забывается
но нет.

 
МЁРТВЫЕ НЕВЕСОМЫЕ

Мода прошла на веранды
веранды гвоздями забиты
я в хату вхожу со двора
из яркого марта

после солнца
кухня слишком тёмная
мне мерещится что брат складывает
в ящики мёртвых птиц

птицы сухие невесомые
будто обгорелые
перья торчат во все стороны
я в удивлении замираю на пороге

тётя наблюдает
как брат с лёгкостью
кидает одну за другой штабелями
брат их считает вслух

они шуршат
касаясь друг друга поверхностями
я наконец привыкаю к внутреннему свету
и вижу что это веники

дубовые банные веники
это брата давний промысел
я конечно сразу призналась
что приняла их за мёртвых птиц

они начинают смеяться
брат упаковывает ящик
тётя ставит чайник
я расставляю чашки.

 
МОНОЛОГ ПРИНЦА

Он мог бы не учить
«Быть иль не быть»
я и без того была в него
по уши даже выше того

а он вышел к доске спокойно
и весь монолог принца Гамлета
глядя в окно с железной дорогой
и прочим всяким за рельсами далее

необъятным как моё чувство
усиленное тем что сама я
монолог не выучила
и если б вызвали

прямо на вокзал бы сиганула
и обратно в город ни ногой бы
здесь бы не смогла с таким позором
но меня не вызвали.

 
ВСЕМИ ГЛАЗАМИ

Всеми глазами
насколько есть глаз
я смотрю любимые фильмы
по сто раз

особенно сейчас
когда почти ничего не осталось
на что можно смотреть
с удовольствием

и до того погружаешься в кино
что с трудом выныриваешь
на поверхность экрана
мокрая одежда тянет на дно

я любуюсь водяными лилиями
они белые
но из глубины почему-то
выглядят чёрными

их сердцевидные листья
заслоняют солнце
ну и хорошо
проку никакого от него

так бы и осталась навсегда
под водой
перелистывая
лепестки фильмов

кружась
между тонкими лилий стеблями
водорослями
и рыбьими косяками.

 
МАЛЯРШИ

Шуршат-шуршат
за дверью коридорной малярши
их может быть две или три
но кажется что их не меньше десяти

они почти не разговаривают
а если говорят
это звучит как пение без музыки
в огромной комнате без мебели

я бы их слушала-слушала
но от сильного запаха краски
кружится голова
и я выхожу на улицу

как раз вовремя
у малярш начался обед
и мы не встретились
ни когда я уходила под дождь

ни когда возвращалась
уже после их рабочего дня
мне кажется что не смогла бы я
смотреть им в лица

ведь я их вроде как подслушивала
и впредь пока не кончится ремонт в подъезде
буду стараться
им на глаза не попадаться.

 
ШКОЛА

Нас как диких жеребят
загоняли в стойло
на 10 лет
мы брыкались

заставляли сидеть
но первое время
мы упрямо стояли
и ржали

принуждали умнеть
по их правилам
наши правила
из нас выбивали

украли тем самым
безмятежное детство у нас
в полях
и лугах

выдали документ
в обмен на привольную жизнь
какие-то бумаги
теперь от них только вред.

 
ОГРОМНАЯ ВИДНАЯ МЫСЛЬ

Шла и думала
одну только мысль
это была такая огромная мысль
без тени улыбки

что я вздрогнула когда на дороге возникли
какие-то прохожие навстречу
мне показалось что они эту мысль заметили
а её не должно быть видно

вообще никакие мысли
не должны быть видны
поэтому я гуляю всё больше когда стемнеет
в магазины хожу как можно реже

и это как правило магазины с едой
реже с одеждой
и это как правило сэконд-хэнды
в которых тоже уже почти ничего не покупаю.

 
МАЛЬЧИК С ВЁДРАМИ

Мне когда-то лет в 5
или около того
нравился мальчик который в детсад
приезжал за помоями для свиньи

ставил велосипед у забора
и шёл на кухню детсада
с двумя вёдрами
а я за ним

я провожала его до кухни
провожала до велосипеда
висела на заборе
смотрела ему вслед

после он женился
на одной знакомой
после умер лет в 45
или около того

я когда теперь
её вижу
всё забываю спросить
его имя

так и не знаю
до сих пор
как звали
мою первую любовь.

 
Я ПРЕСЛЕДОВАЛА КРАСАВИЦУ

Я преследовала красавицу
по супермаркету
не то чтобы преследовала
просто из виду не упускала

она мне кого-то напоминала
из прошлой жизни
и я не могла успокоиться
пока не пойму

в колбасном отделе
мы оказались рядом
не то чтобы рядом
она стояла там и я подошла

она выбрала кусок
самой дорогой колбасы
а я возьми и спроси:
«Это говядина или свинина?»

мне просто хотелось услышать голос
чтобы понять кого она напоминает
она ко мне при этом лицом повернулась
а до этого был виден профиль

у неё были очень широко расставлены глаза
под плотными ресницами
невозможно было различить их цвет
и всё остальное как-то пропадало из-за этого

«Свинина» говорит
и я понимаю что передо мной портрет
«Неизвестной» Крамского
который все называют «Незнакомкой»

она висела у бабушки над койкой
а после смерти бабушки
я потащила её на Советскую
через весь город

и тугой подъездной дверью
отбило кусочек
золочёной рамы
маму картину выбросила

«Она тёмная потому что заветрилась»
добавила незнакомка неизвестная
голос был низкий
но он уже не понадобился.

 
Я ЧУВСТВУЮ

Я чувствую как крепнет стих
а я слабею
так и должно быть
никакой обиды
ни на себя
ни на других

голова Будды
вся в новогодних фонариках
которая украшает
стол на кухне
заговорщицки подмигивает
всей гирляндой

и я подмигиваю ей
то левым глазом
то правым
левым подмигивать
немного труднее
но справляюсь.

 
ПОДАРОК

Ты просто унесёшь с собой в могилу
все тайны что запрятаны внутри
и если они тебе самому не открылись
тем более не откроются другим

зачем тогда они вообще были нужны
если ключики от них никому не достались
но вдруг на них ты и держался всю жизнь
об этом не подозревая

вдруг то о чём ты не догадывался в себе
именно настоящий ты и есть
значит так надо было зачем-то
успокойся и смирись

достоинства свои неизвестные
и секретные недостатки
прими как подарок
который не успел распаковать.