Несколько вступительных слов

Выпуск №5

Автор: Татьяна Бонч-Осмоловская

 
В этой подборке текстов представлен широкий спектр тем, сюжетов и формальных приемов – от верлибров до буквенных комбинаторных структур. Читателю может быть интересно присмотреться к размыванию приема. На одном краю спектра анаграммы Валерия Силиванова, записанные в дореформенной орфографии, и в таком виде являющиеся уникальными строгими анаграммами. Здесь же монопалиндромы Евгения Белякова (Easin Echo), прочитываемые одинаково от начало в конец и из конца в начало текста, автор только дает оригинальные заголовки, помогающие читателю представить концепцию текста. В отличие от него, Александр Бубнов практически никогда не дает названий своим монопалиндромам, зато осмысляет их подзаголовком «буквологические стихи», объединяя «букву» и «науку» или «логику». Уже в жанре монопалиндромов тексты вырастают от коротких одно- или двустиший до развернутых поэтических высказываний.
Стихотворение Елены Кацюбы уходят от стандартных комбинаторных форм в свободную «мутацию», когда ключевые слова от строки к строке меняют по букве, произрастая в слова иные. Пристальное внимание к букве, к звуку, к слову вознаграждается поэтическим открытием, озвученной картинкой в стихотворении.
Мария Панфилова развивает звуковое письмо. В ее коротких стихотворениях гомонят птицы, стучат тяпки и мотыги, шипят кипящие в грозу лужи и грохочет шифер крыш, не только обозначенные словом на строке, но звучащие в переборах, перестуках, переливах, перешептываниях.
Короткие стихотворения Евгения В. Харитонова выстраиваются в метастихотворение, взывающее к ускользающему бытию. В его тексты тоже густо вплетается ономатопея, а также аллюзии на известные песни.
Татьяна Грауз широко использует графические и звуковые приемы экспериментальной поэзии, а также приемы вполне традиционные: оксимороны, нескончаемые перечисления, неожиданные сопоставления, передачу тактильных ощущений. Просто почитайте эти стихотворения, всмотритесь, вслушайтесь, вдумайтесь, вчувствуйтесь в эти филигранные тексты.
Верлибры Ирины Котовой обращены к актуальным темам домашнего и не домашнего насилия, болезни, боли, напускного и действительного понимания иного. Впрочем, птицы в эти тексты тоже залетают, хотя и беззвучно, только прочерками по пространству. И звуки перешептываются и перестукиваются, негромко, шерстяными носками ртов, лицом по разбитому стеклу.
В каждой авторской подборке читатель откроет оригинальный аспект языка, игровые или серьезные или игровые и серьезные практики, интеллектуальные вызовы и психологические образы. Обращенные к лирическому герою, к иному, к реальности и ирреальности вокруг нас, к моменту времени, к памяти, к вечности, к смерти, эти стихотворения перед вами, читатель!

 
Комбинаторные тексты: Валерiй Силивановъ. Анаграммы; Easin Echo (Евгений Беляков). Избранные палиндромы; Александр В. Бубнов. В ОХРЕ ВЕ(Н)КОВ (буквологические стихи)