ИСКУССТВО ЗАПРАВЛЯТЬ КРОВАТИ

Выпуск №15

Автор: Анна Сафронова

 

Советское искусство славилось своей разносторонностью. В пионерском лагере «Энтузиаст» (под Татищево, 40 км от Саратова) в 70-е годы культивировалось искусство заправлять постели. В лагере числилось восемь отрядов, сформированных по возрастному принципу. Было, следовательно, восемь дач, не считая административных построек. В каждой даче были палаты для девочек и для мальчиков. Не только в каждом отряде, но и в каждой палате была своя метода застилания кроватей. Еще бы! Обуютить помещения иначе было нельзя, ведь кроме коек с панцирной сеткой и плохо выкрашенных зеленой краской тумбочек там никаким вещам стоять не полагалось.

Итак, каждому пионеру вне зависимости от пола и возраста выдавали: матрас, напоминающий географическую карту, две простынки, подушку, наволочку для подушки и байковое одеяло. Из этого материала и творились чудеса постельной архитектуры. В самых простых и незатейливых палатах: верхний край простынки слегка завернут на одеяло (рис. 1).

 

 

Другая разновидность этого способа: простынка загибается на одеяло с двух боков (рис. 2).

 

 

Третья, самая изощренная вариация способа «простынка под одеялом» – имитация пододеяльника: простынка загибается на одеяло не только с боков, но еще сверху и снизу (рис. 3). Конечно, в силу естественных причин «одеяло в пододеяльнике» выглядело маловатым, но мечтать не запретишь.

 

 

Несравненно больше возможностей давал способ «одеяло само по себе, простыня сама по себе». Простыня складывалась в широкую, сантиметров 30-40 полосу, а дальше все зависело от воображения творцов. Назову лишь некоторые особо популярные варианты. Простынка наискосок (рис. 4), простынка поперек (рис. 5), простынка вдоль (рис. 6). 

 

 

Увы, с подушками возможности конструирования исчерпывались всего тремя вариантами: подушка в естественном лежащем виде (рис. 7), подушка уголком (рис.8) и подушка ушками вверх (рис. 9).

 

 

Вглядитесь в эти рисунки. Они говорят о том, о чем можно только скорбно молчать. Они затмевают память о разборках на ежедневных линейках за неявку в столовую без галстука, о самой столовой, об утренней манной каше в водянистой лужице, о синих резиновых яйцах вкрутую, о конкурсах рисования мелом на асфальте («Мы за мир!»), где все призы получали взявшиеся за руки разноцветные человечки и домики с солнышками над ними, и сопливый кисель на полдник, к которому выдавалось ровно шесть печений «Счастливое детство» с теми же домиками и солнышками. Прощай, счастливое детство!

 

2003

 

Текст был опубликован в газете «Новые времена» в рубрике «Прощай, совок!» в 2003 году.