Здравомыслие или смерть

Выпуск №15

Автор: Ольга Бугославская

 

«Ведьмы из Варбойс. Хроники судебного процесса», перевод и комментарии Дениса Хрусталёва – СПб: Издательство К. Тублина, 2020.

 

«Ведьмы из Варбойс. Хроники судебного процесса» — собрание материалов, относящихся к «расследованию» громкого дела о колдовстве в елизаветинской Англии.

1593 год, деревня Варбойс рядом с Кембриджем. Девятилетняя девочка из семьи Трокмортон, а затем и её старшие сёстры с большим азартом, профессиональным артистическим умением и неподдельным вдохновением изображают припадки безумия и одержимость бесами (в «Хрониках» настолько детально описаны проявления их «недуга», что после выхода в  свет книга превратилась в учебник по имитации одержимости) и объявляют виновницами своих страданий пожилую соседку Элис Сэмуэл и её дочь Агнес, по чьему наущению в них якобы вселяются нечистые духи. Дело заканчивается судом над «прислужницами сатаны» и их казнью: «Большое жюри без особой задержки признало всех обвиняемых виновными. … Их совесть была полностью убеждена, что указанные ведьмы виновны и заслуживают смерти».

Охота на ведьм удовлетворяет много разных потребностей. Она даёт возможность избыть свой страх, устранить соперников, почувствовать себя «воином света», поучаствовать в шоу… Тема вечная, в последнее время — острая, утрата актуальности «Хроникам» не угрожает.  

Книга состоит из двух частей. Первую составляют собственно документы, а вторую — развёрнутый и чрезвычайно содержательный комментарий переводчика Дениса Хрусталёва.

В первой части поразительно всё, особенно действующие лица: девочки-подростки, которые на протяжении длительного времени самозабвенно кривляются с целью откровенного оговора (состояние их психики — тема, заслуживающая отдельного рассмотрения), разного рода «эксперты», которые докладывают о результатах проведённых ими «следственных действий и экспериментов», доктора и священники из числа свидетелей обвинения, множащиеся на глазах «жертвы» чёрной магии, спецы в области теологии и демонологии и наконец — сама главная обвиняемая, сознавшаяся в сотрудничестве с дьяволом: «Запредельный цинизм домостроя заканчивается кафкианским безумием судилища, на котором государственные арбитры с трибун зачитывают формулы заклятий, проверяя их действенность. Садизм сочетается с мученической покорностью женщин семьи Сэмуэл. Старушка Элис в итоге даже признаётся в содеянном — в колдовстве! Чтоб деткам не навредить. Здоровья им и благополучия!» Как отмечено в комментарии, известны и другие случаи, когда «слуги дьявола» признавали вину вовсе не под пытками, а вполне добровольно. Наверное, если человеку со всех сторон твердить, что он обуянный дьяволом колдун, виновный в чьих-то немыслимых страданиях, то в какой-то момент он может и сам в это искренне поверить.

Но в конце тоннеля всё же виден свет: за кадром незримо присутствуют скептики. А их мнение, судя по некоторым признакам, имело довольно большой вес. О том, что процесс нанёс сильный удар по репутации обвинителей, свидетельствует тот факт, что Трокмортены были вынуждены покинуть Варбойс вскоре после казни несчастных Сэмуэлов. Да и сама книга была издана именно для того, чтобы убедить сомневающихся и оправдать в их глазах инициаторов процесса. 

Объёмная, многосюжетная и чрезвычайно информативная статья Дениса Хрусталёва позволяет взглянуть на дело с самых разных сторон, принимая во внимание множество факторов, обстоятельств и тенденций: вошедшее в ожесточённую фазу противостояние католиков и протестантов, биографии участников процесса и людей, так или иначе с ними связанных, сопоставление материалов разных процессов над колдунами и ведьмами того времени, явные и скрытые мотивы охоты на ведьм, среди которых — борьба за влияние, утверждение превосходства одних социальных групп над другими, реакция на экономический кризис, косвенное вмешательство влиятельных лиц, политическое давление и другие особенности континентальной и островной демонологии, импорт в Британию «наработок» европейской инквизиции, распространение в Англии легенды о Фаусте, систематизация «знаний» в области демонологии, бытование книг и разного рода трактатов, посвящённых колдовству и его разоблачению, роль театра во всех областях общественной жизни, театрализация приступов одержимости и ритуала экзорцизма, публичный резонанс, восприятие случившегося современниками и потомками и многое другое. Но всё же стержнем повествования служит история постепенного, но неуклонного формирования научной картины мира, распространения вольнодумства и рационализма, то есть рассказ о том, как создавался противовес и зарождалось сначала робкое, а потом и активное сопротивление господствовавшему тогда религиозному мышлению и тотальной вере в сверхъестественное. Одним из следствий такого рода рационализации стало усовершенствование правовой системы, которое выразилось в целенаправленном выявлении клеветы, наветов и ложных обвинений, а также привлечение к ответственности за них. Показателен личный пример короля Якова I, который поначалу проявлял большую озабоченность по поводу разнообразных «козней дьявола» и принимал строгие меры к тому, чтобы их обезвредить: «В 1604 году король Яков специальным актом ужесточил взыскания и расширил перечень колдовских деяний, дополнив их в том числе кормлением духов и эксгумациями, а также добавил средства идентификации ведьм, в том числе испытание водой». Однако со временем Яков «постепенно начал клониться к большему скепсису в этих вопросах и требовать детального расследования каждого случая, раздражённо фиксируя многочисленные имитации и фальсификации». Денису Хрусталёву удаётся на весьма мрачном материале создать картину, которую с осторожностью можно назвать оптимистичной, поскольку она изображает ширящийся процесс отрезвления.

В конечном счёте история суда над «ведьмами» из Варбойса вырастает в сложную символическую драму шекспировского масштаба, в которой наше время отражается в той же степени, что и рубеж XVI — XVII веков.