Выпуск №15
Автор: Валерия Исмиева
Межвоенная интермедия
«…несмотря на эти совокупные ассоциации со всем что ни на есть хорошего, возвышенного и благородного, в самой идее белизны таится нечто неуловимое, но более жуткое, чем в зловещем красном цвете крови.»
Герман Мелвилл. «Моби Дик»
Сад тысячи имён,
путь тысячи камней…
такая хмарь, что как из глуби шахты
скрип гальки под подошвами…
– Пришли.
– А помнишь, Измаил назвал
Левиафаном кашалота
и рыбами – китов?
– И что?..
– Ну как – неважно?!
Названье, имя – двигатель души…
– А может – пуля, бьющая навылет?
или – удар прикладом в спину
над морем?..
– Разве мы – приматы?
– По сходству организмов, поведенью:
агрессия привычна шимпанзе.
– Я – обыватель. И не агрессивный,
по Образу-подобию… – Да, да,
и что там дальше?
– Памятник убитым.
Пройти недолго…
– Нет, мы лучше в парк.
– Скажите, плиз, а сколько было тех
еврейских девушек, не знавших, что на бойню
из Кёнигсберга гонят их без пищи
и отдыха, и день и ночь, по стуже?
– Не все дошли, а было 10 000.
– Ого! названье для псалма и притчи!
– Как Севастийских мучеников…
– Нет.
Ведь тут совсем бессмысленная жертва.
– (К тому ж не Себастьян или Годива,
красавица и графская жена, –
полуживые мумии в обносках,
скелеты в деревянных башмаках…)
– А возраст пацанов из Гитлерюгенд,
когда они охотиться пошли
за недобитками?
– 15.
– Гм, не много…
– Но и не мало – тут как посмотреть.
– Мартын Бергау, «Парень с побережья»,
через полсотни лет всё описал…
– Смотри, дельфин!
– Да нет же, их здесь нет,
тут слишком холодно.
– Вон, вон…
– Аа! это волны.
– … дельфины – помнишь? – плещутся беспечно –
убьют, спасут – и всё шутя…
– Как боги…
– Или как дети.
– Дети – все почти:
ведь в целом человек неотеничен
и любопытен и не эмпатичен.
– Подумаешь, так наша жизнь – игрушка,
коль не судьбы, тогда каких-то асов…
– А всё же хочется, чтоб был какой-то смысл.
– Ага, осталось помереть – узнаем.
– Ну нет! весь смысл – пока живёшь
на этой бестолковейшей и пошлой… –
скрип мокрой гальки, гаснут голоса
в прибое и в шептаниях тёмных крон.
– Представь…
– Что?
– Триста лет рос этот вяз!
…или ту ночь. Как город возмущён
был жаждой девок выжить! Мирный бюргер
кричит:
– Сюда! Скорей стреляй! Добей!..
У, как сосредоточенность охоты
стальные челюсти сжимает в каждой складке
кишечных полостей людского океана!
Всё ж ночь – темна! Но у овчарок – нюх!
– Да… Достоевский оказался прав.
…
Вон там, смотри, опять как будто тени.
– Да нет, я вижу лишь янтарный свет
и бойкую продажу сувениров.
Все шрамы затянулись.
– А ведь здесь
был тихий край и дивные сады…
… и грохот деревянных башмаков
не бился о закрытые предсердья,
как в двери – жалкий плач и лай собак…
Как спится вам, мой аккуратный брат?
Кредит сошёлся с дебетом убийства?
…
Нет, всё же Бог и Дьявол – в именах.
… А их тогда спаслось всего тринадцать.
Пусть нас теперь не тянет различить
жар мести и расчетливую бойню –
ожог сознанию невыносим –
свой страшный выбор сделала Земля:
у матерей особый взгляд на вещи,
мужчинам их рассудком не понять;
но Кали на Мамаевом Кургане
сказала «нет» приличным господам –
и кровью малых и больших умылась.
И в запустенье спрятала лицо.
Над Пальмникеном зависает ночь.
Рассвет блуждает в студне волн Балтийских,
как белый кит в прищуренных зрачках
Некоторые пояснения
О «Марше смерти» в Пальмникене (Восточная Пруссия; ныне – пос. Янтарный в Калининградской области), последнем акте холокоста, широкой аудитории стало известно лишь в 1994 году благодаря роману «Парень с побережья», написанному участником тех страшных событий, Мартином Бергау. На момент событий ему было около 16 лет, в составе Гитлерюгенда он принял участие в охоте за уцелевшими от бойни девушками. Архивные документы полностью подтвердили рассказ Бергау и дали неопровержимые доказательства того, что было так неудобно вспоминать, поддерживая прекрасную легенду о потерянном рае.
Кали на Мамаевом Кургане – Кали — индуистская богиня, супруга Шивы, Великая Мать, карающая разрушительница и милосердная созидательница. Главная скульптура мемориала на Мамаевом Кургане (близ Волгограда) в честь героев Великой Отечественной – «Родина-Мать зовёт» — напоминает гневную ипостась этого древнего архетипа.