Дома-стихи

Выпуск №16

Автор: Михаил Вяткин

 
Любому автору (не только поэту) известна ситуация, когда некоторые слова или даже фразы не помещаются в текст, с которым он работает. Обычно с такими словами и фразами приходится расставаться. Несколько лет назад мне захотелось попробовать найти для них какое-то своё место.

Стал пересматривать прежние опыты и эксперименты с текстами и понял, что некоторые из них могут оказаться полезными в поисках такого решения.
Во-первых, ещё в юношеские годы, меня занимала идея создания нелинейных текстов, и, хотя стихи-лабиринты, родившиеся в те времена, были, увы, утрачены, сама мысль о нелинейности никуда не делась и продолжала волновать меня.
Вторым существенным моментом, стала книжка стихов-верлибров «Лицо прилипло к воздуху», которая была написана в 2011 – 2015 годах и издана в 2017 году. На каждом её развороте соединялись два независимых поэтических текста, которые всякий раз каким-то странным образом оказывались связанными друг с другом.

Результатом затеянных поисков стали «Дома-стихи». Впервые они были представлены на Фестивале свободного стиха в Зверевском центре (Москва) в апреле 2018 года.
В проекте «Дома-стихи» каждое стихотворение состоит из нескольких текстов, один из которых является основным. Он написан и расположен традиционным образом, но при этом является псевдозавершённым или «открытым» текстом.
Его дополняют сопряжённые тексты. У сопряжённых двойственная природа: не имея смысловых или грамматических точек привязки к основному тексту, они достраивают общую поэтическую картинку и при этом становятся, как бы, триггерами, уточняющими исходную образность.
Чтобы при чтении и восприятии сопряженные тексты лучше отделялись от основного, они выполняются другим шрифтом и располагаются вертикально или вверх ногами.

Варианты сопряжения текстов в поэтическом произведении оказались достаточно разнообразными. И далеко не сразу пришло понимание, как можно и нужно их организовывать.
Исходное представление, что существует некоторый текст и есть слова, которые в него, будто бы, не помещаются, сменилось осознанием, что на самом деле, поэтическое произведение – это некое вполне цельное явление, но оно существует в пространстве нескольких измерений, и чтобы его адекватно выразить, обычного линейного текста совершенно недостаточно.
Здесь наиболее важными я считаю два связанных меж собой вопроса:
1. Как внутри одного дома-стиха отстроить тексты друг от друга?
2. Как после отстройки, соединить их опять в одну общую конструкцию?

Примерно через полтора года работы с этими нелинейными текстами я почувствовал, что большинство из первых Домов-стихов (публикации: «Воздух», №37, «Артикуляция», №4, «Тонкая Среда», №16) не только нуждаются в серьёзном редактировании и корректировке, но и ждут своего дизайна и графического оформления.
Также стало ясно, что архитектура каждого Дома-стиха стремится к своей уникальности. Она возникает из суммы смыслов всех его текстов, их интонаций и, разумеется, исходя из авторского замысла.

Первая часть (около 100 Домов-стихов) была подготовлена в строгом чёрно-белом дизайне.
Во второй части Домов-стихов для составляющих текстов использовались цветные рамки – публикация «Флаги», №7.
В Артсериях 1 и 2 тексты соединяются с компьютерной графикой. Публикации – «Артикуляция», №14 и «Цирк “Олимп” плюс TV», №35 (68).
Артсерии выполнены в соавторстве с художником Николаем Вяткиным.

2021 05 08