Короткая проза

Выпуск №17

Автор: Алина Витухновская

 

ХОРОШО, ЧТО ЗВУЧИТ

Псевдонаучный околопсихоаналитический сленг нейтрализует, размывает, десакрализует. Звучит? А «обесценивает» — уже нет. «Токсичный человек» — слышится уныло и неприметно. Обывателю тут же хочется отстраниться. «Желчный индивид» же — очень даже завораживает. Тут же представляется полугениальный эстет. Профанная терминология — лингвистический убийца. Психоанализ же — убийца смысловой. К слову, субъекта нельзя препарировать психоаналитически. Он вне контекста. Внутри психоаналитического контекста находится только управляемый объект.

 

ПРОФЕССИОНАЛ

Писать умеет, но не хочет. (с) Идеальное определение универсального современного автора. Того, кто мутировал из чудовищной берроузовской машинки в автономного инерциального производителя идеальных, но текстов, в сущности не нуждающегося даже в читателе. Но нуждающегося в тиражах. В принципе, это и есть профессионал.

 

ЛЮБОВЬ-КРОВЬ

Удивительно, что патентованные графоманы — люди более чем образованные, в частности — о жизни и творчестве других поэтов. Они словно бы вечно примеряют на себя чужие биографии — да то рука в чужой костюм не влазит, то краденый с постамента туфель жмет, да и тельце их жиденькое вместе с душонкой никак не зацементеют наподобие памятника. Из чужих стихов они вечно пытаются что-то урвать, но то не заимствование, а именно грубая кража, кража непрофессионала, когда видно, что хотел взять всё, но всё постеснялся, не смог, и взял что вышло.

Похоже дело обстоит с псевдонаучными деятелями, что с утра до вечера кажется демонстративно и упоённо зачитываются академической литературой. И вот из этой зачитанной «вхруст» (казалось бы) библиотеки должно родиться нечто самостоятельное — некая Мысль, Идея, ан нет, всё дешёвая патетика, охи-ахи, сверхчеловеки, любовь-кровь.

 

КТО ТАКОЙ БЕЗУМЕЦ?

А кто такой, собственно, безумец? Это лишь концентрат самого бытия, самой матрицы, в которых безумие размазано по всему объему, поэтому не выглядит таковым. А кем-то принимается даже за гармонию.

Когда же мы встречаем настоящего безумца, мы видим а нем самою онтологию мира, самоподдерживающейся и самопожирающей машины без управления. «Он вернулся к жизни не с той стороны, откуда вышел», — писал о безумии Набоков. С той, именно с той.

 

ПРИРОДА ЗЛА!

Природу сакрализуют подобно «богу». Ей приписывают некую мудрость, сбалансированность. Однако, это всего лишь программа, довольно примитивная, которая иногда работает, а иногда нет.

Поэтому мысль о том, что человек и природа устроены разумно, мысль о некоей гармонии бытия — не более, чем философское дикарство, намеренное преувеличение. Опасное вдвойне, от того, что нам предписывают доверять априори ненадежному.

 

САКРАЛЬНОЕ-ПРОФАННОЕ

Я не атеист, ибо атеист определяет себя через отрицание «бога». Я не могу отрицать то, что полностью отсутствует в моем сознании, я вне этого. Подлинное бытие именно (!) лишено даже намека на сакральность, которая существует лишь для того, чтобы обычный человек не сошел с ума от понимания его природы. Поэтому сакральное — и есть профанное.

 

СУБЪЕКТ И ЛЮБОВЬ

Нам столько внушают о ценности любви и о проблемах недолюбленности. Великая тайна заключается в том, что субъект не нуждается в любви. Она его стирает, обесценивает, нивелирует. Хотя субъект вполне может ее использовать, переводя в ресурс.

Все несчастные российские семьи одинаковы несчастны — у них огромная нехватка ресурса на детей. Хотя самое важное, что должны дать родители ребенку — образование и жилье. Все счастливые российские семьи и счастливы одинаково, они настолько не по-хорошему блаженны, что не знают насколько несчастны. И они вечно путают причинно-следственные связи.

Вот молодой человек свято верует, что родину любит, что он патриот. А оказывается — английский не выучил. И так здесь во всем. Лукавые подмены, чтобы не бить по больному самолюбию.

 

О ЦЕННОСТИ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ

Психологи навязывают нам мысль о безусловной ценности позитивных эмоций и мотиваций. Однако эти эмоции весьма краткосрочны, обезличены, объективированы, т.е. безальтернативно вписаны в бытие и таким образом предназначены к безусловному исполнению всеми. Проще говоря, они настолько «хороши», что абсолютно бесполезны.

Зато негативные эмоции держат меня в тонусе и не создают ненужных иллюзий, буквально отсекают все лишнее. Это вовсе не означает, что субъекту постоянно необходимо быть погруженным в сплин, быть недовольным и раздражительным.

Но счастье, скажу я вам — такая скучная манная каша, демиургическая обманка. Те самые «покой и воля», которые обреченные индивидуумы буквально выдавливают из самих себя, невероятным усилием воли (а по сути — насилием), которое они уже путают с привычкой.

 

АРХЕОМОДЕРН

Люди до сих пор озабочены проявлением глубоких чувств. Но большинство, полагаю, в состоянии лишь имитировать их или добиваться в измененном состоянии сознания. Душевные порывы — часто лишь неврозы. А мистические ощущения и озарения — не более, чем игра замутненного разума. Помесь модерна и дикарства. Археомодерн.

Переживания и рефлексии связаны в первую очередь с незнанием природы вещей. Чем цивилизованней человек, тем меньше он способен к переживаниям и больше — к логическим построениям. Массовое бессознательное управляет отдельными индивидами. А общество корректирует их эмоции под свои нужды. Как правило, чисто биологические. Так что прежде, чем что-либо переживать, подумайте, вы ли это переживаете?