Игорь Бобырев. Метро и мобилизация

Игорь Бобырев. Метро и мобилизация. Berlin. LMVERLAG. 2023

 

Свободный стих (верлибр) стал (увы) нормой в современной поэзии запада и (попозже) в России. Но удалось некоторым поэтам делать из этой ситуации кое-что интересное и новое. Один из них — Игорь Бобырев. Его стихи безусловно свободны, но с заметной долей изобретательности.

Как правило, стихотворение начинается у Бобырева в области злободневной жизни, а кончается удивительным заключением, напр.: все поэты делятся / на тех кто говорит / плоско и выпукло / наверно это плохие поэты хотя я не знаю / что такое плохой поэт […] У меня сломался компьютер / [и мне нечего было делать / а потом я стал /записывать свои мысли / через какое-то время я заметил / что у меня стал получаться / какой-то особенный звук […] прочитав один такой текст / я понял что слова [написанные мной]/ стали в нем оживать / жить своей жизнью […](84-85). Даже в коротком стихотворении дистанция между первым ходом и последней строкой может быть значительной, напр.: вода и бомбят / две вещи / которые остались в жизни / правда чаще / а вода идет совсем редко (83).

Другой прием — это присутствие кусков теста в квадратных скобках. Вроде так нормально, или, как в случае Искренко или Андрукович, кажется, это подправка, которая осталась, когда обычно она вычеркнута и исчезает. А в случае Бобырева она повторяет и ничего не меняет в тексте, напр., чтобы свет не проникал [[внутрь] / а еще [даже] боялся к ним подходить (79).

Тематика книги широкая, от сюрреалистических попоек в Петербурге до бомбежки Украины, и поэт говорит свободно и интересно обо всем этом. Можно ждать следующую его книгу с нетерпением.

 

Джеральд Янечек