Десять книг от Елизаветы Хереш

 

1. Михаил Немцев. Как в кино: Стихотворения / послесл. А. Житенёва. — Ozolnieki: Literature Without Borders, 2023. (Paroles; вып. 2)

Одна из самых важных для меня книг последних трёх лет, к которой я постоянно возвращаюсь как читательница и поэтка. Убедительная архитектура внутренней точки зрения, строящей бури истории и помещающей себя в её центр; эмпатическое оцепенение как следствие столкновения с насилием. Голос Немцева как бы постоянно устанавливает экран между собой и происходящим для перевода крика в другой регистр: уязвлённую речь, столкнувшуюся с невозможностью репаративного восстановления руин идеологий.

 

2. Влад Гагин. Положение: Поэтические тексты. — Ozolnieki: Literature Without Borders, 2024. (Paroles; вып. 5).

Иная этическая позиция, на этот раз честно признающаяся в своём поражении перед вызовом утопий и “проводящая ревизию левой меланхолии” (Роман Осминкин), конституирует “Положения” Влада Гагина. Кроме того, я не могу не думать о том, что уже сейчас стихотворения Гагина представляют слепок наших разговоров, наших нейронных дорожек – и, узнавая и отталкиваясь от них, при чтении этих текстов нам стоит требовать от себя придумать новые способы взаимообмена дискурсивными кусочками друг друга.

 

3. Екатерина Захаркив. Версии/волны / предисл.А.Родионовой.  М.: Новое литературное обозрение, 2023.

Изящная, непредсказуемая и извилистая книга Екатерины Захаркив, открывающая нам не одно, но несколько сердец – эпистолярных, графических, поэтических.

 

4. Егор Зернов. Кто не спрятался я не виноват. Порядок слов, 2024.
5. Мария Землянова. Для более прикольного мира. Порядок слов, 2024.

Кажется, что про эти книги можно говорить совместно: выйдя парой, стихотворные сборники Марии Земляновой и Егора Зернова активно прибегают к разным медиальным, техническим, культурным трафаретам для рефлексии, которая будет синхронна и актуальна. “Разряженное” письмо Земляновой противостоит скрежету и аффективным изломам текстов Зернова и будто бы задаёт полярные режимы просмотра современности: удалённый дисплей и сенсорные усилители в VR-очках.

 

6. Ицик Мангер. Сонеты для моего брата Нотэ / Перев. с идиша. Редактор Валерий Дымшиц. – СПб.: Jaromír Hladík press, 2023.

Одна из самых добрых и честных книг, прочитанных мною за последний год. Использование сонетной формы (трудности с ней, пережитые Мангером, органично перешли в переводные тексты) вместе с еврейскими фольклорными тропами, уже на момент написания этих текстов вышедшими из широкого употребления в литературе, даёт много пищи для размышления пишущему сегодня человеку.

 

7. Осе Берг. Тёмная материя / пер. с шведского Надежды Воиновой и Андрея Сен-Сенькова. SOYAPRESS, 2024.

В Швеции книгу Осе Берг называли (и называют) вульгарной и кэмповой. На русском языке она открывается другой: чрезмерно внимательной к средоточию собственных образов; неуважительной по отношению к гендерным, материальным, антропоценным границам; оглушительной, странной, неповторимой.

 

8. Джером Ротенберг. Жестокая нирвана. Чебоксары: Free Poetry, 2023 (пер. с английского Яна Пробштейна)

Ротенберг снова пишет о жестокости, управляющей миром, с мазохистской кропотливостью, которая редко бывает доступна свидетелям и потомкам катастрофы.

 

9. Игорь Ваньков. ЗИЛ. Полифем, 2023.

Пермский поэт Игорь Ваньков, как и поэты за много веков до него, пришёл к универсальной вместимости стихотворной формы, чтобы через неё (не отбирая управления у словопорождающей машины) рассказать обо всём, что его волнует: о подлинной истории отечественного клауд-рэпа; ленточной пилораме и граффити; о бездорожье. Иногда он пишет о коде; иногда за него пишет код; иногда код говорит о самом себе.

 

10. Наташа Михалева. тон сонец. Горгулья, 2023.

Укромная дебютная книжка ещё одной представительницы пермской поэтической школы Наташи Михалевой почти не поддаётся описаниям, склонным к помещению автора в литературный контекст предшественников или влиятельных фигур. Оторванный, мшистый мир Михалевой открыт не академической оптике, но гаптике – эти близорукие пространства с ямками и мышиными ходами легко просачиваются через очки и остаются на пальцах.