Стихи против агрессии

Выпуск №6

Автор: Елена Зейферт

 
«БУДЬ ЖЕСТОКА, ДЕВОЧКА, ТВОЯ ОБЯЗАННОСТЬ – НЕСТИ СВЕТ»
 

* * *

безголовый Леонид прибит к персидскому кораблю, голодна его
нагота, чёрная похлёбка в море кипит, луковая голова в рыбьих глазах, ты,
кровь, и ты, чечевица, у вас одна глотка на двоих – алый ячменный хлеб.
Аполлон плюнул Кассандре в рот, плечи её ах, нежны, желанны, в яркой
радужке девы плывёт голова спартанского царя, и яростно плывут феспийцы,
а за ними семьсот отрезанных языков. о фиванцы, крикните в четыреста
глоток, четыреста алых глоток, и вам со дна моря ответит Лакедемон.
изнеженный сын Дария, как украшено твоё судно! тебе и здесь
не отказал вкус, о высокий, высокий персидский царь.
на мускулистых руках твоих, на шее и голове массивные золотые цепи,
а на корме тело Леонида.
у тиары твоей огромные золотые львиные головы, у рубахи пурпурный цвет,
а на плечах Фермопилы, печные кипящие горшки.
египетский чешуйчатый панцирь на твоих рёбрах, из жил самого сильного
животного скручен твой лук в тридцать стрел, тридцать камней
в твоей праще, а в руках длинный, длинный деревянный кол, и на нём голова
Леонида, –
заходится в жарком смехе шар твоего кадыка, и раб с бронзовым опахалом
суетится у плеч твоих, о перс, великий потомок Кира, проклятый
греческими богами.

корабль Ксеркса от страха втягивает в себя киль, над морской водой
солнечным заревом встаёт темя Спарты.
 

ПОЛИНИКУ*

лев в шкуре на твоих плечах
и протяжная клятва
преданных тебе рук, погружённых в кровь быка, –
скреститесь лбами, тяжёлой лапой, ноздрёй с провисшее солнце

кости твои – крохотные, игрушечные Фивы! – ваш час, ваша речь,
стыньте
густая краска любит время

в одни да из семи ворот внесут тебя, Полиник!
иголка света вот-вот войдёт в зрачок
в открытый фиванский глаз – изящный ров из ручья
в уличный театр у самых ворот

твоё тело бредёт к погребальному костру, Полиник
руки твоей сестры бредут к погребальному костру
глаза твоего отца волочат твоё тело

у меня нет брата – поёт твоё тело
твоё лицо с несколькими длинными языками
 

ТВОРЯЩАЯ БИБЛИДА**

она божественна как этот белый
ручей –
игольное ушко
внутри трепетной мужской руки
сжавшей молоко её щиколотки

о, мужской руки нет!
есть только круглый просвет между его пальцами

нет и ленты в русых волосах алой петли из шёлка

но неиссякаемый источник создан из её слёз

она лежит
склонив лоб на скрещённые руки
только камень видит зелень её глаз
трава и листва вокруг неё болотно-зелены

на лопатках её воздух и луч

юная женщина для которой не важна её красота
чужой бросок взгляда от кожи бедра к мокрому берегу ручья

внутри неё растёт
недеянием
орфический тишайше поющий ручей
 

АПОЛЛОН И КИРЕНА

волчьим жиром служанки натирают порог в мраморном доме Аполлона
держатся за руки весталки и лары

ни складки на простыне из грубого низкорослого льна!
по широкому брачному ложу
пускают гулять четырёх волчат
уже не потешных остроухих высоколобых переярков

лучница кусает губы
да, она охотница, она возница, сколько львиных шкур она подарила отцу,
но почему простыни не египетские, а сквозь матовую кожу жениха
пробивается волчья шерсть?

тяжёлые золотые застёжки давят на плечи невесты
у всех в ноздрях лавровые волосы жениха
ревут и бьются коровы по всей Ливии

Кирена! – чей-то голос сжимает ей лодыжку

она бросает взгляд вниз и видит –
под стопой её каменная черепаха

невеста глядит на волка рядом с ней
но он уже желчь он течёт по треугольной колонне вверх

служанки приносят вёдра полные ящериц
 

* * *

сколько свинцовых шариков упало на пол в мастерской Праксителя –
Фрина***, живая богиня, сбросила здесь свой тяжёлый наряд.
дети Праксителя с утра спрятались по углам. морская вода
снаружи вровень с окнами.
прячь свои запястья, полная достоинства Фрина, прячь.
укутай их своими роскошными локонами.
или закрой глаза. золотой пояс под твоей грудью – и белые нитки сандалий,
опутавшие сахарные икры.
она переминается с ноги на ногу – зябко. Пракситель любуется
её локтем, закрывшим лицо.
он может прикоснуться к браслету на её плече
и ожерелью (как гулки на нём крохотные золотые амфоры, крикливы
животные с языками из смальты) и увидеть розовые волны рассвета –
в молоке её тела кровь, и эта кровь будет течь в статуе
Афродиты.
за пурпурными шторами
ссутулились судьи из морской пены, их впитывает жадный песок.
скульптор поймал взгляд Эрота: олимпийцы пришли к равной себе.
новые гости в мастерской.

Фрина, ты ли, рождённая, стоишь в Книде под открытым небом?
чуть видимый треугольник дышит, над стыдливо сомкнутыми ногами.
 

АРТЕМИДА

грудная девочка с льняными волосами, тебе не мешает в колыбели твой брат-
близнец? лицо Зевса над ними, Ἄρτεμις молчит. девочка, Артемида, ловчая,
очнись. Герострат покушается на твою колыбель.

вокруг ложа Артемиды стоят двадцать речных нимф из Амниса. им по восемь лет. её сандалии ещё растут, а охотничьи собаки уже присмирели,
присмирели, как люди. серебряное яйцо восходит в её горле, крохотная
медвежья лапа прячется под тончайшую простыню. киклопы, вы уже куёте
ясли для коней Посейдона? богиня-младенец вас не слышит. слух её – страж
бухт и дорог. сочится молоко кормилицы, звери лакают его из тёплой лужи.

Артемида молча отвечает: нет, отец, мой брат – младенец, он под моей
защитой, как любой, сосущий грудь. Зевс улыбается, в руках его десятки
имён для любимой дочери, она ест их из рук отца, маски, одна за другой,
ложатся на её маленькое розовое лицо. Орфия, Геката, Лохия, Тавриона…
Артемиде больно носить эти имена. прогони этого человека, отец, он уже
поднёс факел к моей постели, у меня горит лицо.

Зевс откидывает вышитое одеяло, шафран туники до колен на дочери-
младенце, горит красная кайма. этот человек поджёг её постель. вот, вот лук
и стрелы, девочка, всегда держи наготове серебряный лук и стрелы. пусти
свои стрелы в деревья, в дичь, в город, будь жестока, девочка, твоя
обязанность – нести свет. рогатые лани знают дорогу на север, за
фракийскую гору Гем, но лишь в Греции им дадут отдохнуть и поесть. уже
родилась твоя ручная пчела. уже родился твой ручной олень.

маленькая богиня пропускает сквозь пальцы локоны испуганной Ифигении.
лицо Артемиды в белой глине, как и лица ставших в тесный кружок нимф. она вполуха слушает отца, она смотрит сквозь его лицо, воображая кровь
растерзанных на охоте зайцев.
 

* * *

он зверь, он ест сырое мясо. спроси Афродиту. она родила от него ужас,
и лиса****,
прозрачная λύσσα длинным языком лижет ему ярёмную ямку. нежны
расслабленные руки бога войны. властны пальцы. кони ржут
у окна. Эос плачет.

он пьёт крупными глотками кровь. Арей,
губы твои белые,
от крови безумный любовник, сладость во рту.
Афродита целует его железное лицо, гребень врос в шлем, шлем – в голову,
нежны расслабленные руки бога войны. почему Эос плачет?

он невероятен, волк, этот огромный волк верхом! проклятый волк.
дыбится позолоченная шерсть. кони его у окна. он опускает руки в горло
медной амфоры. там Арей. с его пальца
течёт коровье молоко, воин открывает рот, полный крови.

Аврора целует Марса. пробуждаются
игрушечные люди, у грека на закорках Лето. Латона*****,
обними, прими Лето.

капли росы на губах телёнка.

—————————
* Полиник, сын Эдипа, погиб в схватке с братом своим, царём Фив, убив и брата; его не хотели хоронить как изменника родины, Антигона, сестра его, волокла его тело по земле. Ослепивший себя Эдип вызвал к жизни этот ад в своём внутреннем зрении. Семивратные Фивы, по Вергилию, были окружены сильным ручьём, но, возможно, его создал Вергилий.
** Библида (Библис) – малоизвестный античный персонаж. Дочь Милета и царевны Эйдофеи. Множество женихов добивалось руки Библиды, но она страстно любила своего единокровного брата Кавна. Из-за этой трагической любви она ушла из жизни, по одной из версий привязав к каменному дубу свою ленту из волос и повесившись на ней. Из слёз Библиды возник неиссякаемый ручей.
*** Фрина – знаменитая древнегреческая красавица, гетера, натурщица Праксителя и Апеллеса, изображавшая богинь.
**** Лисса (др.-греч. Λύσσα) – в древнегреческой мифологии персонификация, божество безумия, бешенства и ярости (воителя).
***** Латона – римское название Лето, титаниды, дочери титана Кея и Фебы.