Выпуск №7
Автор: Мария Малиновская
на основе личных разговоров
*
документальное искусство это подлость
я не хочу никакого документального искусства
когда прилетел вертолёт и забрал нас с крыши
нашего дома
мы даже не смогли взять обувь
мои дети стояли в аэропорту босыми
и подошёл какой-то ублюдок
современный фотограф
и начал их снимать
жена спросила меня что он делает
это причинило ей боль
я подошёл и спросил что ты делаешь гад?
зачем ты снимаешь моих детей босыми?
он ответил это важно
показывать страдания
чтобы мир знал и бла-бла-бла
я сказал хорошо ублюдок
я не хочу чтобы ты показывал мои страдания
как он занервничал этот фотограф
стал мне объяснять
что это документальное искусство
я говорю ему я потерял всё
мой дом подожгли повстанцы
у нас с собой нет даже паспортов
и это ты называешь искусством?
удали всё что снял
и больше не приближайся
я не показываю когда страдаю
это просто самоуважение
и тем более не потерплю
чтобы это показывали другие
мы поехали на север
в родную деревню матери
нашли там соседа который помнил меня
в паспортном столе меня спросили
клянёшься что тебя так зовут?
мать спросили клянёшься что это твой сын?
соседа спросили ты подтверждаешь это?
тогда распишитесь здесь
и так мне выдали паспорт
с тех пор я по-настоящему полюбил свою страну
но получив паспорт
я сразу полетел обратно
потому что надо было зарабатывать
а не осмысливать травму или что там ещё это жизнь
и ничего в ней особого
*
там где у домов нет номеров
и вместо адреса в паспорт можно вписать
имя любимой женщины
только там мне спокойно
пока я смотрю
из его окна по видеосвязи
и фотографирую
серо-зелёную воду лагуны
огоньки на другом берегу
чемоданы
с нелицензионным оружием
времён гражданской войны
его два условия
заниматься любовью три раза в сутки
и жарить ему на завтрак три яйца
мои два условия тишина
и свобода
в городе с домами без номеров
возможно многое
почту сгружают в общий ящик
водителю скорой объясняют путь по громкой связи
мне хорошо
он ставит телефон у лобового
чтобы я смотрела за дорогой
и мы перевозим оружие
с виллы в квартиру
с виллы у лагуны в квартиру у лагуны
мимо зелёного забора и от пиццерии направо
минуя дорожный патруль
красивое место
только домов теперь много
их больше чем нас они множатся
камерами свободы
которую мы насильно
пытаемся сохранить
*
на каждой презентации хочется
сбросить туфли и пройти босиком
или построить всех
и прыгать друг через друга
усталость отпускает
отовсюду
приходишь уже свободный
больше не боишься сказать не то
поэтому и не говоришь не то
сообщество после распада
сообщества
единственное хорошее
что удалось создать
говорит куплю лодку
буду плавать от дома до работы
по лагуне эбрие
и это прекрасно
прекрасней всего что ты написал
мужчиной
который в тебе
любит других мужчин
всегда гомосексуальных
об этом никто не знает
даже они
полюбившие тебя как женщину
буду плавать с тобой
до твоей работы
на лодке которую купишь
и больше мне ничего не надо
от литературы
ты не поймёшь
и это прекрасно
прекрасней чем если бы понял
в крайнем случае писать роман
любя одного героя
от лица другого
пока ты заключаешь сделки
с фабрикой какао или кофе
не уехать в америку
не найти любимого
через частного детектива
не надо искусственных приключений
искусственных биографий
всё с нами
когда нас нет
в различении
давность как прошлая высота
обрываться с которой и память
по которой читать
как по любимому телу
после смерти сообщества
жизнь переходит к тебе
*
европейцы здесь вполне типичные
если исключить белый мусор
трудно объяснить чтобы не показаться расистом
вернее
европейцам трудно это понять
или смириться с этим
что ж если ты живёшь в африке
то неизбежно становишься
не расистом нет скажем так реалистом
белый мусор сходится с чёрными девушками
и быстро теряет не только деньги
но и опрятность самоуважение и печень иногда
обычно это европейцы без образования
приехали на время по работе и остались
они постепенно сползают в ад
не замечая этого
или разведённые мужчины которые
предпочли свободу и взяли местных
ещё одна причина почему я ищу жену в европе
он говорил тебе
пишет мне его бывшая
он говорил тебе пишет мне по-английски
его бывшая-украинка
он говорил тебе у него была жена
и он разрушил всё
потому что ходил к чёрным
у него четверо детей или больше
один из них чёрный
они сами становятся чёрными
в определённом смысле
сложно объяснить
приезжай и увидишь
никогда окончательно не ассимилируются
но с чёрными девушками согласными на всё
теряют и достоинство и деньги
они видят вокруг лишь подобные пары
или даже хуже
и их медленно пожирает семья жены
френдлента заполняется такими же пропащими
они теряют возможности связи культуру
это долгий и многосторонний процесс
но у некоторых хватает сил остаться на плаву
у нескольких моих друзей хватило
но есть белый мусор где оба в паре белые
сколько угодно и это обычное дело
*
боль срастания сильнее боли разделения
срастания двух сущностей
противоположных как день
понимание физиологично
до предела
это движение на ощупь
по мягкому дну чужой жизни
в попытках войти в неё
а она не впускает
начинаем говорить
каждый на своём языке
и в эти минуты высказываем
то на что не хватает смелости
если знаешь что тебя поймут
и кажется оба это понимаем
время собственное
колебание между собой как в стенках
горизонтальных песочных часов
или медленно память себя
и жалеть и немея со слов
как с предельного смыслом
после жизни совсем не то
что после смерти
поэтому все и стараются жить
и не хотят умирать
разделяя друг друга и бедность
общего языка
*
жить от твоей жизни
я научилась у мёртвых
жить от живых
и когда забирают возвращаюсь сама
по памяти
как животное во сне
пробегает все прошлые жизни
чтобы прийти в себя
сны тоже нас видят
животное внутренний текст
память поверхность времени
меня спрашивают
почему ты идёшь на восток
зачем тебе славянские женщины
а я говорю моя бабушка полька
я иду за женщиной к корням
и моё тело
начинает пускать твои корни
расходясь по живому
сны тоже нас помнят
и повторяются
люди повторяются в других
у наших бабушек одно и то же имя
так мы назовём нашу дочь
а когда она заговорит
мир внутри неё
сольётся с нашим
и мы увидим то что было раньше
*
заключённые детства
в кронах мáсличных пальм
в ослеплении
есть то что нельзя не видеть
даже если этого нет
откуда светает так невыносимо с востока
что просыпается ненависть ярость
к себе
и волк от себя бежит
и человек
как долго нас нет как ничтожно присутствие
и ты берёшься за оружие
которое всегда при тебе
и идёшь на человека
по городу
глубоким днём
как глубокой ночью
где ничего не развидеть
последняя жизнь
как непринятое решение
последняя жизнь
делает нас беззащитными
перед собой
способными причинить себе
какое угодно увечье
и страшно тут и там встречать женщин
лихорадочно обнимающих себя
это не закончится миром
ни одно время не закончится миром
не подумай что я фашист
но к лучшему просто не видеть
белого света
и двигаться по чутью
я никого не убью
это непоправимо
что всегда впереди
то как правило удаляется
*
у него были красные безжизненные глаза
когда он наставил на меня ружьё
я не испугался я просчитывал шансы
остаться в живых
а чёрные как легли на пол так и лежали
ещё пятнадцать минут после приезда полиции
и ничего нельзя было с ними сделать
они цепенеют если грозит опасность
и не сдвинутся с места пока не поймут
что она позади
выкуривает одну за другой
запивает красным из бокала
запивает белым из графина
у меня столько историй про ружья
хочешь расскажу их все
созданное пространство подрагивает как мембрана
созданное пространство обретает плотность
он ходит со мной в туалет
и садится как женщина
он мечтает стать лингвистом в прошлом
и его прошлое сопротивляется нам
мы отпускаем туда детей
то чего нельзя делать
и они бегут навстречу прошлому как морю
мы никогда не узнаем их
ты психопат потом говорили мне
ты даже не волновался
а я просто просчитывал шансы
когда я был ребёнком мама спрашивала
у тебя есть чувства?
есть но я их не показываю
это нечестно по отношению к окружающим
две стороны темноты
где ничего не видно
и где видно то чего нет
какую ты выберешь?
только не говори
умолчания создают историю
а расстояния связь
на расстоянии вижу тебя насквозь
а вблизи потеряю и буду смотреть на другое
на то чего нам не увидеть вместе
потому что можно разделить
лишь надежды и воспоминания
*
мало сказанного
как ручной холм
из земли вырастающий
света бегущий на запад
высотой вне себя
кем ты становишься
каждый час
для окружающих
переменная личность
родственная себе
в каждом крабьем колене
движение скрытых колоний
по государственным землям
не сдерживает ни один закон
во времени холм затаён
и невидим на склоне
можно ничего не сказать
можно выдумать биографию
с такими подробностями
что обнажишься сильней
чем если бы рассказывал факты
лучше ничего не меняй
говори было так-то и так-то
правда прозрачней всего
она делает незаметным
и открывает много
неочевидных границ
*
после офисного кофе вкус крови во рту
я не знаю встретимся ли мы когда-нибудь
сегодня вела урок в кабинете бывшего
и охуевала от его запаха который был на всём
когда ушли студенты прижимала к губам
пустую банку из-под колы оставленную им на столе
если в твоём прошлом лишь один человек
ты заперт в воспоминаниях
мы говорим в среднем пять часов в день
я не знаю встретимся ли мы когда-нибудь
во сне целую стены его квартиры
когда не сплю мы говорим
жуткий мир начинает вращаться
вокруг нас разворачивая своё время
которое идёт слишком быстро чтобы в нём жить
там только то что было
твоя личная мировая история
и то чего никогда не будет
она же
твои новые друзья масоны трое ливанцев
гангстерской внешности
что вы обсуждаете, политику?
нет мы не обсуждаем политику
у нас одинаковые взгляды
твой дядя военный лётчик взявшийся ниоткуда
и исчезнувший в никуда
с твоей помощью
твоя страна колония моей фантазии
исчезающей памяти слов которая глубже значений
когда ты станешь моей я буду тебя преследовать
пока мы не встречались я не имею на это права
но потом я стану тобой одержим я буду
раскапывать твоё прошлое
я не знаю встретимся ли мы когда-нибудь
ты изучаешь прошлое языка
летишь в сан-педро заключать сделку
летишь во вьетнам закупать оборудование
летишь дольше собственных дней