Выпуск №8
Автор: М. Нилин
Lesedrama
действующие лица в порядке появления на сцене:
Выводящий
Герой
Родственник Героя (в полкрови по отцу)
Отец Подруги
Подруга Героя
Соученик Героя
Жена Соученика
І.
…Сигнал к началу действия подаётся Выводящим. Трубит в трубу? Олицетворяет ли традиции театра колокол − станционный? Впрочем, ударяет ли в колокол, трубит ли − следствие с причиной соотнесено замысловато: слышим не колокол, не трубу, а, положим, деликатно-разворотливый звук, что предваряет прибытие поезда − в метро…
ІІ.
Квартира − по риэлтерской классификации studio − свидетельствующая о достатке, учёных занятиях. Герой, ожидая гостя, сидит или лежит, имея под рукой телефон и высоко, на американский манер, забросив выпрямленные ноги.
Голос Гостя (из телефона): Пересек (именно так: выговор гостя, произношение − по большей части правильны, верны интонации; грамматические согласования неряшливы; выбор слов по временам отдаёт старообразностью). Иду… Видеть… Молодец… Брать лифт, входить. Не надо помощь. J can.
Герой отключает телефон… Звонок в дверь.
Герой (кричит): Открыто.
Входит Родственник Героя.
Герой (не покидая места): Объясняемся по-русски?
Родственник Героя: Дома с мамой − всегда и только. А теперь я русский консультант военный планирования. Есть практик.
Герой: С мамой.
Родственник Героя: О, давно, давно. Ей не было тридцать пять. Отцу… простите…well, ему восемьдесят четыре. Я рад вижу вас. Как говорить, странно прежде вас не видеть.
Гость держится покамест слегка натянуто, тогда как Герой явно расположен к гостю, хотя позы и не меняет. Движением головы, жестом приглашает гостя садиться.
Родственник Героя (энергично отказываясь): Сообщу удручающе. Диагноз вторично тот, печень поражён. Хирург безутешен. Дайте материал − операция отчаяний будет состояться. Есть шанс успех.
Герой: Понимаю так, что орган экстерпируется и пересаживается целиком?
Родственник Героя: Нет. Целиком − нет. Новый трудный оперативный вмешательство. Отбирать внешний слой. Аппаратура поддержки. Для вас, для отец… Тридцать процентов ваша печень − ваш, семьдесят − отбирать… хирург отбирать. Я читаю артикл об этот идей.
Герой вновь приглашает гостя сесть, и на этот раз тот садится.
Родственник Героя (после паузы): Я собрался жениться. Хирург убеждён: ваш печень лучше. Папа признателен, раз вы объявить сразу согласие. Для вас, для отец есть шанс, велеть сказать вам. Устал. «Изнурение позднего возраста». Только сотрудник − тысяча единиц. Новый проект − до три тысяча. Шельф. Велеть сказать. И мы оба любим отец, охват, масштаб… Я неловко волнуюсь. Велеть сказать насчёт шанс.
Герой: Не стоило приезжать. Других дел тут нет? Остановились − отель?
Родственник Героя кивает, подтверждая.
Герой: А могли у меня. (протягивает гостю листок; тому приходится подняться, чтобы листок принять) Это номер мой рейс, реквизиты билета. Сожалею − бизнес-класс. Имею слабость. Есть желание, получится − меняйте обратный билет, вместе полетим.
Родственник Героя: Бизнесом класс − дорого.
Герой: Yes… Виски?
Родственник − переданный ему листок всё ещё у него в руке − порывисто обнимает Героя.
Родственник Героя: Вы позволить. Я намереваться устраивать жизнь по-семейному. Виски. Yes. Я хочу пить ради то: есть шанс.
ІІІ.
Все персонажи налицо. Судя по мизансцене, Выводящий должен представить их публике.
Выводящий: Ненароком − у кого мобильная связь не отключена, сейчас же − у нас порядок − отключите. Будет представлена пьеса. Название − прочли. Довольно интересный сюжет Заняты отличные актёры. Лучшие актёрские силы. Да. Репертуарный театр. Стабильно. Штат. Субсидируется государством. Спонсоры, конечно, предпочитают, как спорт, футбол. Ничего. То нужно, и в этом усматривается смысл. На жалость бить − последнее дело. Актёров − превосходных − выпускается каждый год тьма. Есть и такие, что не учившись − с исключительными способностями. На сцену тянет многих. Да что: взять кошку. Выпустили во двор − забирается на столбик, на забор, на будочку, какую ни есть. Быть на виду. В безопасности − а тебя всем… ну, собственно, все-то − ладно, а кто нужен − тем видна. Платят, конечно, пустяки. Зарплата − слёзы. Балетные, те бастуют. Подставили Фёдора Ивановича. Вышли − на поклоны, в ложе − руководители. Прямо по оси − в президентской ложе − первые лица, царь. И − попятились. Проще сказать − искусственный офсайд. И − бух − на колени. А Фёдор Иванович Шаляпин стоит. Не знал, не предупредили. Что же, пришлось и ему − на колени. Притом что крупный мужчина, и сцена с наклоном в зал. А ведь в образованном обществе ни-ни, нельзя, кровавый деспот, прогнивший режим…
Подруга Героя (из строя): Ты б к делу, дядя.
Выводящий: Да. Затыкают рот. Шутка. Да. Мало получаем. Разве оплата труда на высоте? Но − с третьей-то стороны. У меня одно ухо ниже другого − поэтому очков не ношу. Но ведь пришли, сидите, кто и стоит, во все глаза на меня глядите…
Подруга Героя: Что дурак лепит?
Выводящий: А я доступно. Тупой поймёт.
Отец Подруги: Люди пьесу пришли смотреть.
Выводящий (игнорируя реплику Отца Подруги): Есть в нас такое понимание − от природы заданное, что, если, положим, я над всеми встал, то, не иначе, как всех одолев, запугав, доказав, кто тут царь горы. У мужчин рождается, глядя на меня, задор и страх. А с девушками, наказанье, происходит − нравлюсь. Ведут к тому, что уж первый долг природе платить – то со мной, заводить потомство − от меня. Доступно пониманию.
Подруга Героя (негромко): Что бормочет дурак?
Выводящий (расслышав): Дурак. Готов, на первое время, согласиться. Главный теперь − режиссёр.
Персонажи… не все? пугливо озираются.
Подруга Героя перенимает, решившись, инициативу.
Подруга Героя (Выводящему): Отдохните.
Отец Подруги (негромко): Развёл тут это самое.
Подруга Героя: (о Выводящем, представляя?): Роль без слов. Воплощение театральной старины. Устоев. Начинал на любительской сцене. Работал над собой. Читал. Без очков, понятно, приходилось нелегко. В театрах, кроме как в своём, не бывал: дорого и не тянет. Женат не был.
Выводящий: Был.
Подруга Героя: Был женат. (переходит к представлению Героя) Основной персонаж. (осведомляется у Отца Подруги) Как, папа, называлась та книга? Ты говорил: не смешно.
Отец Подруги: Милитаристская литература. «Швейк». Автор − славянин, загульный. Было фото − видно: ужалить пива, вот такие молодёжные вкусы.
Подруга Героя: И там сапёр, да, папа?
Отец Подруги не помнит.
Подруга Героя: Условно говоря − сапёр. Он высказывается. Иной мадьяр, да? не виноват, что он мадьяр.
Отец Подруги (эпизода не помнит и ограничивается не вполне вразумительным пояснением): По факту рождения.
Подруга Героя: Но вот если кто женится на еврейке − это, типа, свободный выбор.
Отец Подруги: Другого времени книга.
Подруга Героя (прежде сказанное подводило к рассказу о происхождении Героя): Вот их папа − сделал выбор… А был химиком… Кажется, не рядовым. И как только появилась возможность − стали выпускать − Святую Русь, ссылаясь на жену (изображает, как отец Героя оставляет родину)… Химик. Внедрился в строительный бизнес. Придумали ребёночка (указывает на Родственника Героя).
Родственник Героя: Я хуже изъяснять, чем понимаю. Читаю классик. «Слезинка колхозника». Увы, это не правда. Я здесь родиться.
Подруга Героя (Родственнику Героя): Отлично выглядите для своих лет. (изобразив уточнённую версию отъезда − с малюткой на руках − возвращаясь к рассказу об отце Героя) В дальнейшем − портфельные инвестиции − благосостояние удалось ещё поднять. Детей больше не заводили.
Родственник Героя: Мама умерла.
Подруга Героя (бегло выказав сочувствие, продолжает): И на этой базе − возросших возможностей − обзавелись клоном. Предусмотрительно − превентивно (загодя) − на случай поломок в организме… с возрастом − вероятны.
Клон − удовольствие недешёвое. Не вполне законное. Но. Раньше вас, будем надеяться, не умрёт, не сунется под колёса. Разумное вложение.
Надо объяснять? Неизреченна милость Господня: человек − существо многоклеточное. Их, клеток, в каждом из нас, кому интересно, не меньше, чем сырцовых кирпичей в Великой Китайской Стене. И число их − чётно. Это, впрочем, всё равно.
Убыль клетки переносится безболезненно. Разиньте рот. Так. Соскобчик. С внутренней стороны щеки, из жаркой пасти. Получили. Теперь − предлагаю всосать и это − из клетки − любой, каждой − выращиваем − вопрос времени и опять же ассигнований − что? существо, индивида, во всём похожего… на все сто… тогда как то, что вам вывалит супруга… В естественном дитяти − ваших, собственно ваших, генов никак не больше пятидесяти процентов, и не все ещё пойдут в дело. Другую половину поставит она − ваш свободный выбор.
Вашего жизненного опыта у клона не будет, нет, а внешне − и по части жестов, мимики… походка… почерк… Склонностями, темпераментом будет − один в один − на вас походить. А возьмём парный орган − не голову, следовательно, и что там ещё у нас в одном экземпляре − переставим − вам − приживётся. Родная кровь. Только, оборони Создатель, не занести грязь, сосуды сшить встык. С нервишками сложней. Что они такое? Кабель. И жил в нём до страсти, прозванивать − в день не управиться. Шьём, как есть, лишь бы срослись, а там, Бог даст, перекоммутируются. «Буде явит себя целительная сила натуры».
Жена Соученика: Вопрос можно? А пупок?
Выводящий (возвращая себе первенствующее значение; быстро): Ненужный вопрос.
Жена Соученика: Нужный. И просто многим женщинам, я думаю, интересно. Если, например, взять на стороне кожу − нерастянутую − с пупком…
Подруга Героя, занимая прежнее место в общем строю, жестом солидаризируется с Женой Соученика, подтверждая, что интересно − многим.
Выводящий (Жене Соученика): Рожали?
Соученик Героя: Нет.
Выводящий (отвечая Жене Соученика на прежде заданный ею вопрос): Можно-осторожно. Да хоть скальп.
Жена Соученика молчит… Удовлетворена ответом? Выводящий, подождав, продолжает
Выводящий: Значит, главный герой. Воспитывался. В Калифорнии? В школе при русском монастыре. Так?
Герой, не отзываясь, уходит со сцены. Одна нога у него − теперь видим − не сгибается в колене.
Выводящий: Не важно. Калифорния. Населена Гулливерами. Неверующими. Вороватыми. Умел Некрасов − Всеволод, покойник − завернуть… Извиняйте. «Виновник дней моих отец». И спонсор. Иными словами, воспользовались до сих пор всего-то раз: что-то такое из коленки, совсем ещё был молодой, взяли… мыщелок, связку, хрящик… Ножка, видели? никуда. Я, между прочим, сталкивался, обращался, сам лично. Дороже всего − если на современном оборудовании − коснись расценки − колено. А у нас их, тут говорилось, два. И всё это на нервах, сквозь зубы: «Вы бы знали, в смысле конфигурации деталей, колено сложней головы».
Жена Соученика: Я тоже делала недавно томограмму головы. Дорого, но зато даёт гарантию.
Выводящий (приняв к сведению сообщение Жены Соученика): Ну, чтоб закончить. Коленку − с тем, что в ней − зафиксировали. В монастырь молодого человека, прямо как в романе, не возвращали. А направили на историческую, нет, родину получать, давайте так говорить, высшее образование.
Соученик Героя: Мы его за глаза сержантом звали. Хромал, и вообще.
Жена Соученика: Я позже их поступала, но мы, конечно, с интересом на него смотрели. Женщин такой тип вставляет.
Выводящий (воспроизводит походку Героя): Ножка выпрямлена, так у них уж моллюск в голове задвигался. А я вот читал, учёные установили, у Карла Маркса эрекции в принципе не могло быть.
Отец Подруги: В открытой печати?
Выводящий: Да уж конечно.
Родственник Героя: Позвольте извинить. Не мало дело. Случай обстоятельств. Всего наилучший. Содержательный, в динамик пьеса.
Покидает сцену.
Выводящий: Кто это был − сами понимаете. Похоже, больше в маму и хват. Законный сын. В то время как наш − безматерное дитя. (поправляется) Безматерний. Ребёнок. Звонок. Междугородний. «Междугородный» − русский человек не скажет. Вот. А девушки нашему отпускали, поскольку − не в ноге дело − копейка. Считай, плэйбой. Квартирка. Пошёл учиться − тоже надо представить − на геолога. С ногой. Ну, кой-как. Вырулил в теорию. Анализ функций.
Соученик Героя: Ассоциация. Не в тему. Хожу сейчас к специалисту. Новое для нас направление. Аналитик. Так он ещё стихи сочиняет. В интернете есть, если почему-либо любопытно. Больше − детской направленности:
«Знайте, дети. С пьяных шар
Враз случается пожар.»
Выводящий: Так. Теперь у нас Отец Подруги. Отец подруги главного героя. Что сказать? Или, постой, с подругой-то ещё не разобрались. Подруга. Установочные данные. Возраст. Пол. Лет, я так думаю, сколько? Ну, папой займёмся, можно будет понять. Тоже, конечно, учится. Выучилась. Папа − военный, мама − учительница. Как говорится − диагноз. Вопрос о внешности снимаем. Характер − стеничный. Не знаете этого слова. Не важно. Ну, напористый, есть потребность действовать, продавить, настоять на своём. Живёт с хромым, хотя всё ж таки на современный лад: отдельно. Позволяет ли себе? А что вы хотели: опыт, знаете, из книг − одно, а… Не важно. (К Подруге Героя) Как ваше святое имячко?
Подруга Героя: Оля.
Выводящий: Как «Оля»? По тексту − Настя. Не важно. В целом, не растерялась. «Не упустите шанс сделать правильный выбор». Байрон, например, английский писатель, тоже был хромой. Я с материалами не знакомился, но тоже, думаю, начитанный был, положение в обществе… Отношений пока не оформляли. Пока не удаётся. Восьмое Марта и так далее не отмечает. Телевизора нет. «Интуит, штаны мятые». Такой предлагается стиль отношений. Академическая нагрузка. Семинарские занятия. Ведь в ранешнее время и в Африку ездили, и… Интересная наука. Встанем с колен − необходимо, понимаете, иметь в виду, рудные богатства, углеводороды.
Поискав глазами, на что б сесть − и не найдя? − садится на сцену.
Выводящий (в виде объяснения): Ноги в наши дни большая проблема. Геологи! Ещё Пушкин указывал. Особенно жалко мне продавщиц. Бутик, положим. Берут молоденьких. Меньше платить, и держится пряменько. День на каблуках. Дома, а где сесть? солёные ванночки. Вообще, проблема наших дней: как, значит, отличить приличную женщину от бляди? На университетский в мелкую клетку имидж спроса нет. Макияж, или, чтобы вам понятней было: make up − то же. Губы − вроде обметало, от невоздержанности. Щёки − вроде бы втянуты, и, значит, других интересов нету. Я б думал, надо и ноздри раздутые имитировать − чернить: в поиске, мол, вроде того.
Отец Подруги, по-видимому, решил вмешаться.
Выводящий (по-прежнему сидя − Отцу Подруги): Ваш номер шестнадцатый. Сейчас вами займусь. Есть порядок. (приступая) Отец Подруги. Подруги главного героя. Что мы знаем про него? Как должны понимать? Взять меня… Я по делу говорю. Я не деловой. Не был деловым, бояться их не хочу, а уважать, считаю, за что же? Это гены. Достались. Случай. Кому что. Этот вот ленится, мы в школе проходили, и нисколько ленью не утомлён, не в тягость ему, по деятельности не скучает. А тому свыше что? шило определено в безмякотную часть.
Кому, спросите, и на что жалуетесь? Бабушка − полезная фигура: ходит за детьми, Господь ей и веку добавил, до абсолютного попускает маразма. А наш брат, господин в годах, эректильная функция туда-сюда, а лучше сказать: всякая сволочь может нажиться. Предлагают в аптеках средство: чем дороже, тем лучше идёт. А что средство − гольный стыд и прямой обман − где ж и кто гражданского мужества наберётся? Езжайте, предлагают, куда? Развалины поучительно увидеть. Туроператоры! Огород − у кого участок. Культурный рост. А, конечно, женскую молодёжь в покое, пожалуйста, оставьте, ей без вас, такой возраст, нелегко.
Отец Подруги собирается, кажется, прибегнуть к мерам строгости. Выводящий − не сразу − но проникается испугом. Встаёт.
Выводящий (возвращаясь к представлению Отца Подруги): Отец…
Отец Подруги (отсылая Выводящего): Иди.
Выводящий взмахивает двумя руками разом, что должно значить: «а провалитесь вы», «сто лет вас не видел», но, впрочем, может трактоваться и как подражание большой, вроде цапли, птице, снимающейся и летящей прочь.
Покидает сцену.
Отец Подруги: Расскажу. Но, ставлю в известность: учёт, хозяйственные размышления − по-стариковски, в долларах. А так, верно, − гены. Умная голова дураку досталась. А про меня слишком много знать необязательно. Родители − из трудящихся масс. Отслужил действительную (играл в оркестре). Остался на сверхсрочную, понятней сказать − контрачём, Из большого города − и на сверхсрочную. Косовато смотрели. А не хотел возвращаться, жить с родителями. Папа в милиции работал, слишком пил. С матерью − скандалы. Да и негде мне было у них жить. Создавать семью. Играл, значит. Позвали в органы. В настоящее время − четырнадцать правительственных наград.
Соученик Героя: Ой-ёй!
Отец Подруги: «Ой». (поясняет) С юбилейными. Нагрудный знак. Сейчас учредитель. В турецких банях. Совладелец салона. Тайский массаж. Обеспечиваю безопасность. Полезнейшие процедуры.
От первого брака − две дочери. Умерла супруга. Жили хорошо. Девочки − их в медицину тянуло. Одна − в стоматологии, у другой ВТЭК. Я-то, шучу, втыком называю. Дают инвалидность. Без инвалидности сейчас замуж выйти проблематично. В депрессивных регионах, в республиках − будь у тебя и ноги во, и что там ценят − нет… Социалка. Востребовано всюду.
В новом или, по счёту, во втором − сначала мальчик. Тут − недоработка, воспитательный брак, упустила школа и с себя ответственности не слагаю. В местах заключения. Выйдет, осмотреться не успел − везут. Гены. Верно. У покойной жены двоюродный брат − та же картина. С четырнадцати лет. Малолетка. Потом кассиршу − в пригороде, зарплату везла.
Но, поясняю, вторая тоже умерла. Дочке (указывает на Подругу Героя) как раз было четыре года. Бывало, у меня в кабинете под столом сидела: оставить не с кем. Воспитывал, не отвлекался. Встречался с одной, из Управления метрополитена. Заметил, что нехорошо на нас с ребёнком влияет, отношения прервал. Сейчас осложнение. Обратили внимание? друг у нас (кивает на Подругу Героя) немножко нервный стал. Меня не информируют, но упирается в наши дни в здоровье. Нескладная молодёжь, балованная, без идеалов, а притом, наверно, умней нас. Это хотел довести, в общих чертах.
Если предполагается прервать действие, то Отец Подруги произносит: «Десять минут, размять ноги. Антракт». Если же антракт замыслом постановщика не предусмотрен, то Отец Героя поворачивается к прочим персонажам
Отец Героя: Домой, ребята. Все по домам. Свободны.
ІV.
Квартира Героя.
Герой за компьютером. Уничтожал лишнее ввиду предстоящего отъезда? Выключает. И тотчас − экран ещё не погас − в дверь звонят. Слегка удивившись совпаденью, дожидается, пока погаснет экран, и лишь затем кричит: Открыто.
Входит Отец Подруги.
Отец Подруги: Зашёл, знаешь. Здравствуй. Узнал?
Герой вежливо подтверждает, хотя догадался, узнал не сразу.
Отец Подруги: Не информируете меня. Ну да… Операция?
Герой кивает: да.
Отец Подруги: Неприятно. Рановато. Какая локализация?
Герой: Печень.
Отец Подруги: Радикально?
Герой: Сейчас речь о двух третях. По массе.
Отец Подруги: О как!
Герой: То ли − по объёму. Считается, ткань печени способна к регенерации.
Отец Подруги: В Интернете.
Герой: Считается. У Прометея, помните?
Отец Подруги: Да я что, спорю? Четыре года прошло. Хотели почку у меня снять. А выглядел… Вот пальцы, смотри, исклёваны были, как у синички.
Герой: Почему «как у синички»?
Отец Подруги: Придерживает − и промахивается: горячится… Сейчас − бессимптомно. Ем капусту. Я к чему? Найдём людей. Дочь говорит, надо тебе с духом собраться. Хорошо. Без озлобления говорим, да? Презираешь нас. Как придурок-то этот говорил: «не важно»… Пьеса… Не по хорошему мил, а по милу хорош… С удовольствием буду тебе полезен. Раньше не удавалось: у тебя всё есть. Хотелось − простого, с ненарушенным здоровьем. Но − женщинам ты нравишься. У первой моей супруги, вспомнил, был знакомый, дальняя родня − на дачных участках водопроводы монтировал. С апреля по октябрь − его сезон. Рожа − на лапте спал. И что ты думаешь? Как женщины любили! Всё я к чему? Перед испытанием − надёжно душу поместить. Разве понимают? Завещай квартиру. После − захочешь, будешь жив − отмени. Тоже и отношения бы оформить. Недорогое удовольствие. Оно и так. Свидетели покажут. Но, усвой, у меня интереса нет. Я на диете. И у неё. У нас интереса нет. Беспокойство. Согласен − сию минуту принимаюсь. Ведомственная больница. Операционная − окна на север. Порядок, чистота − флотские.
Входят Подруга Героя, Соученик Героя и Жена Соученика. Жена Соученика − с шалью на плечах или, быть может, шалью опоясана.
Подруга Героя: Привет. Так, папанька. И чем это вы тут занимаетесь?
Отец Подруги: Зашёл.
Подруга Героя (Герою): Ребят узнаёшь? Учились с тобой.
Жена Соученика: Я, к сожалению, с вами не училась, но для меня вы тоже были примером.
Герой (сделав над собой некоторое усилие): Виски все будем? (Жене Соученика) Имеете представление о виски?
Жена Соученика (чуть обижена): Представьте, имею.
Отец Подруги: Джина нет?
Герой: Как же это может быть, чтоб не было? Тоник?
Отец Подруги тронут вниманием. Побуждает дочь к участию в хлопотах, не слишком преуспев: навыки хозяйки у той оттренированы не до автоматизма.
Задетая было вопросом хозяина о короткости её знакомства с виски, Жена Соученика теперь веселеет, с энтузиазмом отмечая отличную постановку хозяйственной стороны здешней жизни, и деятельно помогает хозяину.
Герой и Подруга Героя пьют меньше прочих и равнодушно.
Отец Подруги: Живём в детях. Горько наблюдать. Дочь (кивает на Подругу Героя) родилась, мне было (вздыхает) за сорок.
Подруга Героя: По-моему, больше.
Отец Подруги (пропуская мимо ушей замечание дочери): Говорили: «Поздно заводишь».
Жена Соученика: Ничего не поздно.
Отец Подруги нужды в поддержке не испытывает, но − находясь в добром расположении духа − не видит и надобности даму осаживать.
Отец Подруги: А вот не заводят теперь. Не нужно. А ведь со смыслом могли б жить. Пока не вырастут, я б сказал, забавное зрелище. В дальнейшем − черствеешь, заболевания… Пускай как хотят − меньше реагируешь.
Герой (Подруге Героя): Что, синица может себя клюнуть в ногу?
Подруга Героя: Ну, − муравей по ноге взбирается − наверно, клюнешь. Ворона, это я сама видела, сердится, клюёт ветку под собой и − по ноге. И ведь долбанёт, прямо сморщится: больно.
Соученик Героя (Герою): Ну мы немножко так узнали, что тебе предстоит. Я уже говорил, стоит пока, предварительно, ты же не лежачий, к моему доктору походить. Он даже, как бы тебе сказать, шире. И переживания берёт. Восточноевропейской школы. Роды обезболивает. Жене (указывает на Жену Соученика) очень при родах помог.(жене) Ведь не больно было, да?
Жена Соученика: Какие лыжи? Я не рожала. Я и беременной-то не была.
Соученик Героя: Пьеса.
Жена Соученика: Какая, хрен, пьеса?
Соученик Героя: Говорю, как нужно. Есть режиссёр, он бы вмешался.
Жена Соученика: Режиссёр! А Бог вмешивается в нашу жизнь? Или скажешь Бога нет?
Соученик Героя: Ну это почему же? В нашем деле достаточно часто. (Герою) Теоретически, извини, вроде не должно быть, а стали бурить − оппаньки − есть.
Не прощаясь − Господним ли произволением, указанием ли режиссёра удаляемы − Отец Подруги, Соученик Героя и Жена Соученика, кто и не допив, покидают сцену.
Напоминаньем о визите − шаль, оставленная Женой Соученика.
Герой (Подруге Героя): С чего это ты их привела?
Подруга Героя: Это папа их нашёл. Я-то хотела… хочу… тебя отговорить. А зачем ему объяснять? Он так понял, что операция, и надо тебе поднять настроение. Вообще он умный, но к тебе, я не знаю почему, относится с большим уважением. Хотя видел тебя, по-моему, один раз. Помнишь?
Герой: Да. Советует завещать или подарить тебе квартиру. Ещё − зарегистрировать брак, завести детей.
Подруга Героя: А когда ты летишь?
Герой: Сегодня. То есть, собственно, в пять утра, следовательно, завтра.
Подруга Героя: Что делать с ключами, которые у меня?
Герой: Ну откуда ж мне знать? Ничего.
Подруга Героя: У тебя манера: говорить подолгу. Начнёшь − и тебя должны слушать.
Герой: Простодушное предположение: людям, почему нет? интересно то же, что мне. Раз я разобрался, разберутся и они. Но поскольку раньше об этом не размышляли, то аргументировать надо обстоятельно, обнаруживая уважение по отношению к ним и к предмету.
Подруга Героя (горько): Конечно. (замечает шаль) Это что?
Герой: Покажи. Платок, из тех, что называют вязаными.
Подруга Героя: Предмет мужского гардероба?
Герой (с сомнением): Женского?
Подруга Героя (отбрасывая шаль): На седьмом десятке люди действуют на автомате. Ты думаешь, у меня отец жадный? Квартира как квартира. Чёрт с ней.
Герой пожимает плечами. Должно ли это означать, что с утверждением Подруги Героя допустимо не согласиться?
Подруга Героя: Прости. Это твоя квартира. Ты здесь работал. Тебе здесь удобно.
Герой: Насчёт стиля − требователен, а стиль и удобство, как правило, в противофазе.
Подруга Героя: Нетребователен к стилю, к обстановке, к людям. Начинаешь говорить − и вставить слово уже невозможно. А мир идёт к демократии. Безмозглые люди имеют мнение и вправе − и привыкли − его выражать. Монологами теперь только в пьесах.
Герой: Именно так.
Подруга Героя: Интерактивность − требование времени. Находитесь, добрый господин, с нами в контакте. Чёрт с тобой. Когда ты уезжаешь, я ведь никогда в последнюю ночь у тебя не остаюсь.
Герой: Гордыня. Видишь, гражданам свойственно беспокоиться: хранят ли им верность… То, что им верны, подымает их в собственных глазах, и, вообще, вероятно, есть инстинкт, детерминирующий это беспокойство.
Подруга Героя: Перестань.
Герой: Осознающий это, знающий, не позволяет себе инстинкту следовать. Из гордости, да. А, по сути, общий тренд. Цивилизация стоит на том, что инстинкты − по возможности − обуславливает, канализирует, до времени запрещает. Перечень смертных грехов − что это? Потребности, вшитые влечения. Необходимо свойственные живому существу. Цивилизация есть глубочайшим образом противоестественное состояние. И мимо этого − установившегося − изобретённого − состояния − не выжили бы.
Подруга Героя поднимает с полу шаль.
Герой: «Не прелюбодействуй». Разумное требование − в социуме, в племени. Не ослабляй раздорами. Племя. Уступит другим − и тебе не уцелеть. В таком контексте − разумно. Однако ж это уже не природная жизнь. На лоне природы стремление вильнуть на сторону весьма кстати: влечёт за собой разнообразие, поставляет материал отбору.
Подруга Героя: Чёрт с тобой. (садится рядом с Героем): А твой отец? На автомате. Девятый десяток? Понимает, что творит?
Герой: Тебя занимает, как напуганный человек − с привычками… жизнью
не утомлённый… решается пустить в ход живой консерв, звонит на склад и
просит доставить…Интересует его решение… Я не умею это представить и
занят моим решением и тем, как справиться, как этого решения держаться.
Поплачь, что ли.
Подруга Героя: Сейчас не хочу.
Герой: «Не судите, да не судимы будете». Это цитата.
Подруга Героя приваливается к Герою.
Входит Жена Соученика.
Жена Соученика: У вас открыто.
Подруга Героя (не обнаруживая удивления): Гордыня. Ничего не боимся. Готовы жить в стеклянной Женеве Кальвина. Кальвин − это прохвост, что приучил женевцев клепать друг на друга − насчёт соблюдения религиозных догматов, и главным образом заповеди «не прелюбы сотвори«.
Жена Соученика (Подруге Героя): Вы здесь сегодня ночевать остаётесь, да?
Подруга Героя пожимает плечами.
Жена Соученика: Я шаль беру.
Герой и Подруга Героя кивают разом.
Жена Соученика (медлит): Грязная. А выстираешь − сохнет долго, как лифчик.
Покидает сцену.
Подруга Героя (отвечая на незаданный вопрос): Не знаю, почему он у неё долго сохнет. И ни чьи решения меня не занимают. Нет, мои собственные − да. Дёргается папа. А голубей, пару, сажают в клетку. Разум кочевряжится, а инстинкт… потому что в живой природе не предусмотрена пустая трата времени… действует, инстинкт, появляются дети, появляется привязанность. Да, да, на срок, не больший, чем нужен, чтобы минимально детей поднять. Лет десять, меньше? «Пора пришла, она влюбилась». Цитата. Ну, а если принять во внимание, что разум не кочевряжился, имело место увлечение, то я − привыкла. Дёргается папа. А я − как будто мне всегда будет столько лет. Доступно объясняю? Два раза в неделю я у тебя. В промежутках всем довольна. Неразвитость? Бедность − фантазии, узость кругозора.
Герой: У тебя телефон отключён?
Подруга Героя: Конечно. Велели же.
Между тем, повторяя мизансцену представления, позади Героя и Подруги Героя становятся в ряд персонажи. Жена Соученика, непонятно к кому обращаясь, произносит − как если б репетировала
Жена Соученика: У меня подруга перенесла операцию. Есть отечественное средство. Я точно узнаю, вам позвоню. Не люблю электронную почту. Программы визуального общения тоже не люблю. Там человек, как ящерица… игуана…: дёрнет головой − замер.
Появляется, сторонясь Отца Подруги, припозднившийся Выводящий. Держится, впрочем, развязно и, начав говорить, кажется, уверен, не без ехидства, что, уязвляет Отца Подруги
Выводящий: Бесформенно это всё, прямо как у Шекспира.
Занавес ли, труба, колокол, шум ли станций метрополитена в динамиках дают знать об окончании спектакля. Технический персонал театра – и актёры? как есть? − с торопливостью разбирают декорации, отключают оборудование: всем предстоят не близкие концы.