Выпуск №10
Автор: Цотне Чиковани
Авторский перевод с грузинского под редакцией Надежды Казариновой
Прогулка живого
Бывает, увидишь человека на улице, издалека он очень кого-то напоминает, а подойдешь ближе – нет, не тот, хотя и очень похож.
Идешь дальше – и на тебе – встречаешь того, за кого принял первого. Ну волшебство, ну мистика! А еще говорят, что чудес не бывает. Хотя просто встретил на улице своего знакомого, вот и всё.
В другой раз опять принимаешь прохожего за своего знакомого, размышляешь несколько секунд – он? не он? – и вдруг понимаешь – конечно же, не он, того уже давно нет в живых.
Путь продолжается и встречаешь ту, что сильно похудела, потом того, кто заметно поправился, и ту, что состарилась, и ту, что надула себе губы, а еще встретишь того, кого 100 лет не встречал, ту, встреча с которой тебя радует, и того, с кем встречаться вообще не желаешь, а затем долго-долго не встречаешь ту, которую всегда здесь встречал, ну нет ее и всё, и спросить ведь не у кого, потому что не знаешь ни имени, ни фамилии, просто постоянно тут ее видел. Ну и обязательно встретишь того, кого не сможешь вспомнить:
— Ну как ты? Что нового? – задаешь шаблонные вопросы, а в голове мечется мысль: кто же это, боже, кто?!
А затем встречаешь очень близкого приятеля, с кем как раз вчера вместе бухали, а сегодня вот случайно повстречались на улице, приветствуете друг друга лениво так, потому что вам все друг о друге известно.
— Ну как, старик, похмелье тяжелое?
— Да нет, вроде не очень.
— А я еле на ногах стою.
— А вино вроде неплохое было.
— Да, вино отменное.
А затем встретишь попрошаек – знакомых и незнакомых. Одному не подашь потому, что он наглый и слишком рьяно просит денег, другой не подашь, потому что тихо себе сидит и как бы и не просит у тебя денег, а третьему подашь – ну просто потому, что не дал двум другим.
И под конец встретишь самого себя, вдруг так неожиданно увидишь его в витрине магазина – и пополневший, и постаревший, и не очень-то знакомый, и вроде бы на вид совсем не приятный, однако ты все равно в глубине души рад этой встрече – ведь раз ты его встретил, значит он еще есть, а пока он есть, и эти твои удивительные встречи будут продолжаться.
Попрошайка
Сегодня я был в Авлабари, ходил к часовщику. По пути повстречал попрошайку.
У нас в Тбилиси водятся попрошайки самых разных стилей и направлений:
Попрошайки светофорные.
Попрошайки ресторанные.
Попрошайки траурные.
Попрошайки религиозные террористы (вооруженные свечками и иконами).
Попрошайки достойные.
Попрошайки устрашающие.
И многие другие.
Этот конкретный был из достойных. Вернее не был, а была.
Она дежурила у банка и, важно покуривая сигарету, одаривала пространными комментариями всех, кто в него входил или выходил.
Для этого типа попрошаек содрать с кого-то деньги не самое главное. Им важнее показать себя, дать понять, что они не какие-то там проходимцы, но личности «высокого полета». Потому они часто цитируют классиков, рассказывают о своей знатной семье и о том, что, если бы не судьба-проказница, они сегодня здесь бы не стояли.
Ко мне в тот день эта попрошайка не обращалась, я был не ее сегмент. Она работала исключительно с посетителями банка, я же просто проходил мимо.
Дошел я до своего часовщика. Он был местный, авлабарский армянин, а значит смекалистый. Только часовыми делами он не ограничивался, но пристроил к своей мастерской еще маленький канцелярский магазинчик. В этом магазинчике увидел я девочку лет 13 с младшим братиком лет 4. Они покупали фломастеры и очень серьезно к этому делу относились. Долго-долго выбирали, часовщик их обслуживал, время от времени подмигивая мне и извиняясь за задержку, хотя я никуда не торопился. Наконец, выбрав фломастеры и заплатив деньги, они вышли из магазина, тут и наткнулись на «достойную попрошайку». И вот, что затем случилось.
Увидев маленького ребенка, попрошайка улыбнулась ему и стала нахваливать, мол – какая куколка. Старшая сестра от этого немножко напряглась и постаралась отступить назад вместе с братиком. Тогда попрошайка сказала: «Подожди, малыш, у меня для тебя кое-что есть». С этими словами она стала рыться в своей огромной засаленной сумке, достала оттуда конфеты и радостно протянула малышу. Увидев это, старшая сестра совсем перепугалась. Она спрятала ребенка за спиной, повторяя: «Ему этого не нужно, ему не надо». Малыш-то как раз хотел конфету, но сестра загораживала ему путь. Она была хорошей девочкой, просто очень юной для того, чтобы догадаться, что эти конфеты надо было обязательно взять. Она не могла понять, что, взяв конфеты, она придавала попрошайке статус обычной гражданки, равного члена общества, который, как и всякий другой, может угостить на улице ребенка конфетой. Я растерялся, глядя на эту сцену. Что было делать? Выйти и сказать девушке – возьми конфеты – было несуразно. К тому же этим я не помог бы и попрошайке. Подумал – может, мне взять эти конфеты? Но и это не выход. Тем временем девочка взяла братика на руки и пустилась бежать. Попрошайка осталась одна на улице с горсткой конфет в протянутой руке. Она стояла и долго смотрела вслед убегавшим детям, которых уже не было видно среди прохожих, затем развернулась и ушла. Я не знаю, о чем она думала в этот момент. Стоять на улице с протянутой рукой для нее было делом обычным, но оказалось, что, когда из этой руки не берут, куда больнее, чем когда в нее ничего не подают.