Женский роман в интернете

Выпуск №12

Автор: Анна Мурашова

 

Распространение и развитие интернета серьезно изменило как нашу повседневную жизнь, так и культурные практики. Механизмы книгоиздания и читательские привычки также подверглись сильному влиянию: печатная книга перестает быть единственным каналом распространения произведений. Появляются электронные библиотеки, которые сначала наполняются оцифрованными бумажными изданиями, затем издатели вместе с печатной книгой готовят и ее электронные версии.

Параллельно идет и другой процесс: как альтернатива издательству появляются онлайн-площадки, где любой человек может опубликовать свое произведение. На таких площадках отсутствует редакторский контроль и отбор; любой человек, у которого есть доступ в интернет, может читать произведения, которые опубликовал автор. Можно больше не ждать месяцами, возьмут или нет твое произведение в печать, и не расстраиваться, получив отказ, а открыть доступ к произведению всем заинтересованным и получить читательский отклик.

Для успеха площадки необходимо не только авторское, но и читательское сообщество: авторы приходят на те сайты, где есть читатели, а читатели ищут места, где много хороших интересных авторов. Как правило, произведения, размещенные на подобных площадках, не выходят никуда за их пределы; а поскольку площадка предоставляет возможности не только для публикации, но и для обсуждения произведений, то создается замкнутое сообщество, живущее по своим законам.

Одной из таких площадок в российском интернет-пространстве является сайт litnet.com — пожалуй, самый крупный портал такого рода. По данным компании SimilarWeb за сентябрь 2020 года ежемесячная аудитория портала составляет 34 миллиона человек (для сравнения, аудитория litres.ru, самого крупного российского магазина электронных книг, составляет 17,7 миллиона человек). На litnet.com авторы могут не просто публиковать, но и продавать свои произведения. Тексты, опубликованные на сайте, в основном представляют собой жанровые, формульные тексты.

Litnet.com ориентирован на женскую аудиторию; по словам основателей, основная аудитория портала — женщины 25-40 лет1. Оговорим, что под жанром здесь понимаются не такие традиционные литературоведческие категории, как «рассказ», «роман» или «баллада», а определенные авторские коммуникативные стратегии , на основе которых можно выделить типы текстов, объединенные единством темы и сюжетными элементами2.

По состоянию на 6 октября 2020 года на портале опубликовано 61924 произведения, из них в жанре любовный роман — 25193. Любовный роман подразделяется на любовное фэнтези, любовную фантастику, современный любовный роман, короткий любовный роман и исторический любовный роман.

В жанре любовного фэнтези на тот же день опубликовано 8822 произведений, а в жанре современного любовного романа –– 8021. Исторических любовных романов 659, коротких любовных романов – 7353, а в жанре любовной фантастики опубликовано 1649 произведений. Эротические романы не являются поджанром любовных романов, а выделены в отдельный основной жанр, хотя сюжеты, где в центре внимания эротические взаимоотношения персонажей, также можно отнести к любовному роману. Есть также жанр «женский роман», являющийся поджанром прозы, и произведения в этом жанре предположительно также являются одной из разновидностей любовного романа.

Жанры к произведениям проставляют сами авторы при добавлении произведения. Жанр является общей точкой и общим смыслом и для читателей, и для авторов портала: читатели обычно читают книги какого-то конкретного жанра и выбор делают тоже исходя из принадлежности книги к жанру, а авторы предпочитают писать в каком-то определенном жанре. Сама структура сайта во многом основывается на жанровой структуре, жанр лежит в основе многих смысловых элементов: топов книг, рекомендательных виджетов.

При этом никаких инструкций для авторов, как правильно выбрать жанр для своего произведения и какие произведения относятся к тому или иному жанру, нет. Небольшие тексты, описывающие особенности жанра, находятся в подвале страницы топа по жанрам, и любовный роман определяется там так: «Ах, эти любовные романы! Ими зачитываются миллионы женщин по всему миру! Книги о любви, короткие любовные романы и любовные эпопеи включают в себя множество направлений. Женщины научились читать любовные романы и другие произведения в транспорте, по дороге на работу, на службе и вместо службы… Ничего удивительного, ведь чувствовать себя героиней страстного романа хочет каждая читательница. Исторические любовные романы, короткие любовные книги… а романы про миллионеров? Это ведь целое направление любовной прозы!»3 Никаких особенностей жанра здесь не обозначено, больше всего это похоже на специальный текст, который пишут для поисковых роботов, чтобы сайт поднимался выше в рейтинге выдачи поисковых систем. При этом, если мы обратимся к поджанрам, то увидим, что для любовного фэнтези характерны яркие главные героини, обладающие острым язычком, наблюдательностью, упорством в достижении поставленных целей, отличающиеся от прочих смекалкой, дерзостью. Чаще всего сюжет таких произведений линеен, сюжетная линия одна, а мир, в котором происходит действие, ограничен только фантазией автора: это могут быть другие миры, так и параллельные вселенные, планеты и галактики4.

Современный любовный роман определяется как жанр, раскрывающий романтические отношения между мужчиной и женщиной в современном мире (относительно времени написания романа). Главные герои зачастую обычные люди со своими слабостями и желаниями, а акцент делается на любви, преодолении препятствий и распутывании интриг, в которые могут впутать героиню все, начиная от родственников и заканчивая возлюбленным. В современном любовном романе часто раскрываются такие темы, как жизнь матери-одиночки, выбор между двумя мужчинами, карьера или семья, чувства или расчет с миллионером.

Жанру эротика дается следующее определение: «Нежная любовь и бурная страсть, пикантные постельные сцены, жаркий секс, горячие объятия и поцелуи. Страстные любовники готовы слиться в тесном единении… Гет, джен, слэш и фемслэш, гомосексуальные отношения, лесбийская любовь, романтика и жесткий секс, камасутра и всевозможные сексуальные практики — неиссякаемый источник порока!»5 Любопытно, что тут названы такие поджанры, как слэш и фемслэш, гет и джен, которые являются жанрами фанфикшн6.

Женский роман на портале определяется как устойчивый жанр литературы, произведения в котором пишутся исключительно для женской аудитории. Книги этого жанра не всегда имеют ярко выраженную любовную линию, здесь глубже переживания и внутренний мир героини. Именно здесь раскрываются проблемы женщин, обыгрываются сложные, но типичные женские ситуации и выход из них7.

Любовный роман — жанр формульной литературы, характерными чертами которой являются высокая стандартизация, эскапизм и развлекательность8. В типах сюжетов и героев заметна высокая степень стандартизации, а герои воплощают идеальные образы мужского и женского и стереотипы, связанные с полом.

Основная функция чтения любовных романов, согласно исследованию Дженис Рэдуэй9 — это потребность в эмоциональной заботе и проживании «идеальной жизни», которую партнер не смог им обеспечить. Для читательниц имеют большое значение сюжеты и язык произведений. Рэдуэй выделяла следующие черты идеального любовного романа: во-первых, он сосредоточен на отношениях двоих: пылкой страстной героини, противостоящей условностям общества и стереотипам (в частности, она противостоит желанию мужчины держать ее в подчинении), и успешного, богатого, независимого героя. Героиня обычно невинна, но сексуальна; герой — воплощение мужественности. Он может быть жестким и твердым с окружающим миром, но по отношению к героине и ее близким он мягок и нежен. Обязательная черта любовного романа —хэппи-энд.

Исследователи отмечают, что русский любовный роман отличается от западного. Например, для русского романа не обязателен хэппи-энд: «Если для канонического западного «розового романа» обязательной составляющей хэппи-энда становится соединение с любимым, предстоящая свадьба или просто долгая счастливая жизнь, то в русском любовном романе такой финал не является жестко обязательным»10. Возможно, это связано с тем, что жанр любовного романа в России начал формироваться только в 1990-х годах, а в конце ХХ века перед женщиной встает задача «найти не только «его», но и «себя», добиться успеха «в труде и личной жизни», совместить свой сексуальный статус с социально-профессиональным, что ранее было неактуально»11. «Происходит некая инверсия; перефразируя слова Е. Добренко, можно предположить, что русский любовный роман проходит между Сциллой мелодрамы и Харибдой производственного романа соцреализма12.

Ольга Бочарова в статье «Формула женского счастья» выделяет признаки любовного романа, очень похожие на те, что выделила Рэдуэй, хотя метод у исследовательниц различается. В романе показан образ идеальной пары, воплощение стереотипов мужского и женского. Сексуальность героини связана с подлинным чувством: сначала любовь, потом секс. Действие романа развивается как бы вне реальности: локации узнаваемы и одновременно схематичны, это обобщенное место. Эротика поддерживает интерес читателя к тексту, но эротическая сцена случается только в конце романа; в целом роман тематизует традиционное половое разделение и традиционные роли, связанные с полом — мужское/женское.

В фокусе внимания исследовательницы именно серийные романы, и она отмечает, что в таких романах есть проблемы с авторством: закончив один, легко начать читать другой, уровень стандартизации сюжетов очень высок, и трудно отличить одного автора от другого13. Такой стандартный любовный роман никогда не пишется от первого лица: «повествования от первого лица тут не встретишь, авторское я отсутствует, что можно рассматривать как указание на объективность, долженствование представляемых в романе образцов» при этом «роман воспроизводит точку зрения героини, мы всегда на ее стороне»14.

Оба исследования были выполнены на материале печатных книг, а попадая в интернет, жанр любовного романа претерпевает метаморфозы.

Во-первых, наблюдение, что «повествование от первого лица тут не встретишь», на Литнете не подтверждается. Анализ карточек книг в жанре «Любовный роман» (туда входят также книги в соответствующих поджанрах), показывает, что в большинстве романов повествование ведется от первого лица, а это не характерно для любовного романа. Редкие исключения связаны в основном с тем, что любовный роман комбинируется с другими жанрами, например, с молодежной прозой (каждое произведение на Литнете должно иметь два жанра). Основная функция любовных романов — восполнение положительных эмоций, которые женщина не получает в реальной жизни, и повествование от первого лица помогает читательницам более четко идентифицироваться с героиней, усиливает эмоциональную вовлеченность читательницы в произведение и как следствие приводит к более активному комментированию произведений. А большое количество комментариев с одной стороны, побуждает автора писать дальше, с другой — привлекает на площадку новых читательниц.

Во-вторых, разнообразие сюжетов в любовных романах на Литнете не сводится к поиску настоящей любви и преодолению трудностей на этом пути. В «современном любовном романе», особенно если он сочетается с такими жанрами, как эротика и ее поджанры, много жесткого секса, встречаются сцены изнасилования, распространены сюжеты «босс и подчиненная», сюжеты, в которых героиню продают в рабство, вынужденные браки. Герои-мужчины в таких романах часто жестоки и агрессивны, с тяжелым характером (есть даже такой тэг — властный герой с тяжелым характером), при этом они агрессивны даже по отношению к героине. В исследовании Рэдуэй такие романы классифицируются как плохие, их основная черта — сюжет становится только поводом для бесконечной череды красочных описаний сексуальных сцен. «Фактически «плохие» романы утверждают, что агрессивность, самодостаточность и холодность мужчин суть основы их сексуальной привлекательности, которая в подобных сочинениях подается как первый шаг к любви — цели героини»15.

Нарушается стереотип «героиня невинна, но сексуальна», а герой мягок и нежен по отношению к героине: наоборот, огромной популярностью пользуются именно герои с тяжелым характером, что соответствует «плохим» любовным романам по Рэдуэй: «В «плохих» же романах мужское поведение никогда полностью не изменяется. Получается, что здесь авторы подают его как естественное и неизбежное следствие социальных отношений, вовсе не обязательно свидетельствующее об отсутствии любви. Фактически «плохие» романы утверждают, что агрессивность, самодостаточность и холодность мужчин суть основы их сексуальной привлекательности, которая в подобных сочинениях подается как первый шаг к любви — цели героини»16. «Формула «сначала любовь, потом секс» также не работает; даже в тех романах, которые не относятся к эротическим, присутствуют сексуальные сцены разной степени открытости.

Разберем для примера роман Марии Устиновой, написанный в жанрах «современный любовный роман» и «романтическая эротика», занимал первые строки рейтинга в жанре «любовный роман» в ноябре и декабре 2019 года. Любовная линия разворачивается между властным жестоким героем, одним из городских богачей, связанных с криминальным миром, и героиней, которая сначала должна была обмануть героя и украсть у него деньги, соблазнив его, а затем, после первой сексуальной сцены, понимает, что любит его. Дальше по сюжету герои попадают в плен к бандитам, герой пытается откупиться героиней, у них случается свадьба, также из-за выполнения каких-то бандитских условий их чуть не убивают, героиню насилуют, герой ее бьет, когда она не выполняет какие-то договоренности — но при всем при этом героиня понимает, что у них любовь, что это просто такая горькая и страшная любовь, и она на всю жизнь.

Роман заканчивается тем, что героиня просит у мужа развод, а в продолжении — романе «Насильно твоя-2» история героев развивается на фоне криминальных разборок. Герои женятся повторно, улетают в свадебное путешествие, с деньгами все утрясается — и роман заканчивается беременностью героини. Есть третья и четвертая части, называются «Жена Эмиля. Наследник для зверя» (Эмиль — это главный герой романов) и «Навеки твоя». Муж героини убит, а она одна воспитывает ребенка.

В произведениях, относящихся к жанру «любовное фэнтези» картина другая. Любовное фэнтези часто сочетается с юмористическим фэнтези и попаданцами, распространенные сюжеты — это магическая академия, истории о любви людей и нечеловеческих существ. При этом сюжеты любовного фэнтези на Литнете ближе к сюжетам типичного любовного романа, в которых для героини важна профессиональная самореализация, хотя эта профессия может быть фэнтезийной: ведьма или колдунья, королева или воительница. Но и для романов в жанре любовного фэнтези характерно повествование от первого лица, наличие эротических сцен, сюжеты о беременности.

Любопытно, что авторы, пишущие в жанре современный любовный роман и эротика, предпочитают брать псевдонимы, похожие на западные: Ева Маршал, Полина Лоранс, Эмилия Грант. Скорее всего, эта тенденция берет начало еще в 1990-е годах, когда жанр любовного романа в России только начинался и полки магазинов наполнились переводными текстами: романы Барбары Картленд, Джудит Макнот, Даниэлы Стил и других писательниц. Авторы же любовного фэнтези пишут под своими именами либо выбирают псевдонимы, звучащие «по-русски».

Серийность, о которой говорила Ольга Бочарова, здесь проявляется объединением романов одной писательницы в циклах, а насколько велика стандартизация сюжетов, можно оценить по тэгам: в описании каждой книги, опубликованная на Литнете, есть элемент «В тексте есть», это ключевые слова, описывающие основные темы или сюжеты книги. Скажем, по тэгу «беременная героиня» опубликовано более двухсот произведений, а по тэгу «очень откровенно» (имеются в виду эротические сцены») — более тысячи.

Таким образом, Литнет — действительно пространство женских текстов, но эти тексты выбиваются из канонов любовного романа, предоставляя большую вариативность сюжетов и ситуаций, связанных с описанием специфично женского опыта: например, сюжет о беременности героини отсутствует в традиционном любовном романе, который заканчивается свадьбой.

Эти тексты поднимают темы, которые волнуют женщин, но в традиционной конвенциональной литературе они не были представлены никак. Отчасти это связано со стереотипом, что «женская литература» — это что-то низкое, на что не нужно обращать внимание, но именно благодаря акценту на таких темах произведениям, которые невозможно было издать в традиционном издательстве, а только через механизм свободной публикации, и был обеспечен такой интерес читателей — точнее, читательниц. Плюс читать любовные и эротические романы стало не стыдно — на электронном носителе не видно, что именно ты читаешь, и поэтому именно распространение через электронные форматы и интернет обеспечило популярность эротическим романам и любовным сюжетам17. Участие же сообщества — комментарии читательниц и отклик на опубликованные тексты — с одной стороны, показало востребованность именно этих тем в читательской среде, а с другой — явилось одной из причин популярности площадки.

 

 

_________________________

1 Мы дали авторам доход. Как бизнес-модель Litnet изменила рынок самиздата [Электронный ресурс] // URL: https://rb.ru/longread/litnet/, дата обращения 26.06.2020

2 Давая это определение, мы опираемся на определение, данное В.И.Тюпой, что «жанр это известного рода взаимная условленность общения, некоторая коммуникативная стратегия, объединяющая субъектов и адресатов высказываний в их отношении к предмету речи», см. Н.Д. Тамарченко, В.И.Тюпа, С.Н.Бройтманом с. 83, и и на подход  Жана-Мари Шеффера, что жанр определяется через жанровое имя, см. Шеффер Ж. М. Что такое литературный жанр. М.: Едиториал УРСС, 2010, с. 65-66.

3 https://litnet.com/ru/top/lyubovnye-romany, см. информационный блок над подвалом сайта, дата обращения 07.10.2020

4 https://litnet.com/ru/top/lyubovnoe-fentezi, см. текстовый блок над подвалом сайта

5 https://litnet.com/ru/top/erotika, см. текстовый блок над подвалом сайта

6 Подробно о жанрах фанфикшн см. здесь: Жукова Ю.Б. Типология жанров фанфикшена (на материале сайта snapetales.com). [Электронный ресурс] // URL: http://samlib.ru/z/zhukowa_j_b/typology.shtml, дата обращения 26.06.2020

7 https://litnet.com/ru/top/jenskaya-proza, см. текстовый блок над подвалом сайта.

8 Об этом подробно рассказывается в книге американского культуролога Джона Кавелти «Приключение, тайна и любовная история: формульные повествования как искусство и популярная культура». На русском не издавалась, первая глава опубликована в журнале «Новое литературное обозрение», 1996, № 22, с.33-64.

9 Рэдуэй, Дженис А. Читая любовные романы: женщины, патриархат и популярное чтение. М.; Прогресс-Традиция, 2004

10 Черняк М.А. «Новые сказки» о Золушке: типологические черты русского любовного романа рубежа xx–xxi веков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004. Т. 4. № 7. С. 120

11 Климовицкая И. Женское, слишком женское. И немного нервно [Электронный ресурс] // URL: https://magazines.gorky.media/continent/2009/142/zhenskoe-slishkom-zhenskoe-i-nemnogo-nervno.html, дата обращения 19.06.2020

12 Черняк М.А. Указ. соч. с 120

13 Бочарова О. Формула женского счастья: заметки о женском любовном романе // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. с. 293

14 Там же. с. 294

15 Рэдуэй. Указ. соч. с 223.

16 Рэдуэй. Указ. соч. с 223.

17 Romantic fiction’s passion for ebooks [Электронный ресурс] // URL: https://www.theguardian.com/books/2011/oct/10/romantic-fiction-ebooks, дата обращения 22.05.2020