Голый человек

Выпуск №12

Автор: Даос Агарков

 

(лирическая поэма в пяти фрагментах для соцсетей)1

*Картина первая. Зачин

Вот человек2 — одет не по погоде — 
Скользит по льду, по случаю зимы, 
Вмещая представленье о Природе, 
Как происках незлого сатаны, 
Что персонально в нём интересован 
И, сволочь, пакостит, каналья, ежедень — 
То снег насыпет, то натает снова, 
Чтоб ночью подморозить — и не лень 
Над человеком бедным измываться, 
Выдумывать соблазны согрешать — 
И против заповеди (пятой, что ли?)  волноваться, 
И всуе имя Бога поминать3

А человек-то гол на самом деле4
И обезщитен против сил не зла, 
Но тех, мельчайших, происков неверы, 
Что уподоблены укусу комара — 
Укусит раз, другой так незаметно, 
А после кожа пухнет и зудит, 
И хочется чесать неимоверно, 
Расчёсывать, царапать до крови, 
К тому ж комар пищит, невидный, вьётся, 
И хочется проклясть весь этот мир… 
Но я, пожалуй, чересчур увлёкся, 
Расписывая сей зачин. 

Пора сменить размер и мысль, 
А ты, читатель, отдохни, 
Пока поэт в соцсети виснет — 
Картин не будет, извини. 

*Картина вторая. Монолог голого человека5 

Когда я лягу умирать — 
Кто сядет на мою кровать? 
Кто поднесёт глоток воды? 
Кто испечёт потом блины 
И сварит кутью на помин? 
Один? Один-одын-адын. Акын6

Один, как перст. 
Как перст? к чему такие перлы? 
Чудить и говорить с самим собой7
Был перс — 
И тот не кот, не тот, который первый, 
И не второй, который был незлой, 
Не третий, что сигнул с балкона 
(за голубем комаром погнался, идиот) 
И сгинул. 
Кошка, в общем.
Понятливая кошка-перс. 

пока я говорил она (м-)журчала 
пока я спал она (м-)журчала 
пока не кончился завод однажды 
пока я не проснулся — жажда 
заставила проснуться, не чутьё 
того что больше не (м-)журчит под боком, 
а холодеет, холодеет и молчит. 

С тех пор я запечатал окна8 
Все в квартире, все до одного. 
Хожу по дому голым и немного — 
Соседи говорят — того. 

Но я же никого не обижаю, 
Подумаешь — чудит поэт слегка. 
Пишу вот, буквы расставляю, 
И посылаю нахуй мудака. 

Блин, откуда взялся9 
Мудак в стихах? 
Зачем? 
И сматерился я нехорошо, 
И с мысли сбился. Блин. 
Вот ведь мудак. Ведь в самом ж деле он! 
Как я и обозначил эту сволочь. Всё, 
Настрой испорчен, нечего сказать, 
Так жди, читатель, следущей10 картины. 

*Картина следующая. Без названия11 

Одетые люди, как правило, красивее 
раздетой воды 
или огня, 
когда по их лицам пробегают оттенки 
мысли. 

Попытка солгать, как правило, наказуема, 
когда неумела, 
когда робкий мальчик 
читает свои стихи 
наизусть, притворяясь 
поэтом. 

Когда он вырастает, 
поэтический дуб, 
им посаженный, 
не даёт яблок. 

Голый человек прекрасен12
я любуюсь им, 
как самим собой, 
когда отражаюсь в зеркале, 
после душа. 

Я солгал ради поэзии, 
ведь в тех словах есть доля лжи — 
я не моюсь, 
ведь голый человек прекрасен 
своей немытостью 
своей не(при)расчёсанностью 
— 
ведь именно так в человеке 
проявляется индивидуальность, 
не прикрытая фальшем 
одежд, духов и шампуня. 

И меня накажет читатель13
поставив лайк, 
пройдя мимо, 
неостановимо 
неутомимо 
продвигаясь к концу 
бесконечной ленты соцсети, 
ленты «друзей», 
одноклассников, 
одногруппников, 
однополчан, 
однокогототам 
и бывших любовниц 
или любовников. 

И только фейсбук 
в качестве настоящего друга 
напомнит 
через год 
что в этот день родился 
голый человек. 

Спи, читатель, спокойно — 
больше картин не будет. 

(и опять я солгал) 

*Картина четвертая. Дух, наконец, благовествует14 

Блаженны духом нищие. 
Убогие, что ищете? 
Царство ли Небесное 
Неинтересно вам? 

Одетые и сытые, 
Обутые, умытые — 
Читаете, читаете, 
Да всё не по зубам. 

А мы-то — безответные 
И до крови раздетые, 
Болеем, горе мыкаем 
И плачет дух по нам. 

_-_-_-_-_ 

*Картина пятая15. Эпилог 

Поэтическое высказывание должно, 
по идее, 
завершаться поэтическим жестом. 
Но что делать, 
если само высказывание 
является жестом? 
Не выходить из комнаты. Не-вы-хо-дить. 
Вне контекста 
многое теряет свою значимость. 
Но голый человек всё равно выходит 
из комнаты. 

 

Голый человек. Автокомментарии

1.
Подзаголовок описывает жанр произведения, задавая контекст прочтения, поскольку первая публикация поэмы шла по частям в течении нескольких часов параллельно в ВКонтакте и Фейсбуке, своеобразной онлайн-трансляцией — это и необходимо иметь в виду.

2.
По сути, весь текст является замкнутым на себе автоописанием, стирающим разницу между автором, лирическим героем и самим текстом. Более того, текст включает в себя некоторое количество сознательных и бессознательных отсылок к сотоварищам по перу, вплоть до бесстыдного присваивания чужих поэтик. Насколько удачно произошло это присваивание — судить читателям, знакомым с актуальным творчеством новосибирских поэтов. Таким образом, лирический герой этого текста — это совокупный образ.

3.
Пятая ветхозаветная заповедь — о почитании родителей (здесь, конечно, в метафорическом смысле — поэтических предшественников), однако лирический герой путает её с третьей, запрещающей напрасно поминать имя Бога, отнюдь не случайно.

4.
Вторая строфа Зачина указывает, что «голый» — это метафорический эпитет, задавая тем самым контекст прочтения (вплоть до включения в глобальную литературную традицию — правда, следует оговориться, против воли автора XD), опирающийся на этологические исследования Десмонда Морриса (см. «Голая обезьяна» и др.). Фактически, второй слой данного произведения — мини-исследование поведения «голого» человека, т.е. чутко настроенного на окружающий мир поэта.

5.
Тут уже должно стать понятно, что «монолог голого человека» следует понимать не только как монолог лирического героя, но и как монолог текста, бесконечно беседующего с самим собой. В тексте подчеркнуто отсутствует описание реальности, окружающей лирического героя. Потому что эта реальность виртуальна. Это соцсеть, в которую включен этот текст, этот герой, как и сам автор.

6-7.
Обыгрывание известного сетевого мема «111» или «!!!», которое в равной степени можно интерпретировать и как некие позывные в радиоэфире и как простую проверку микрофона «раз-раз». Но и микрофон, и эфир, и соцсеть — все они искажают даже такой простой текст. Искажение неизбежно, коммуникативные неполадки закономерны — все мы, в итоге, вынуждены говорить с самим собой, моё «Я» — идеальный собеседник для меня.

8.
В контексте виртуальной реальности — абсолютно бессмысленное действие.
Поэтому-то прозаические «соседи» воспринимают лирического героя как чокнутого, а вовсе не из-за его метафорической или даже буквальной обнажённости.

9.
Действительно — откуда может взяться мудак, если весь текст — симулякр заданной реальности одиночества? Но сила монолога такова, что раз уж о нём заговорил текст, значит — мудак существует. Более того, его существование необходимо. Если бы мудака не было — его бы пришлось выдумать, но он — есть. И это странным образом должно возвращать нас к первой части, к Зачину. По сути, здешний мудак обладает некоторыми свойствами Бога, которого неслучайно запрещено поминать всуе в третьей заповеди.

10.
Это не опечатка и не ошибка.

11.
Эта часть намеренно не имеет ни порядкового номера, ни характеристики, но удивительным образом это выделяет и отделяет её столь же эффективно, как если бы они были. Конечно, сама формулировка должна отсылать к манере обозначения перехода в устном чтении к следующему тексту среди некоторых новосибирских поэтов. Но есть и другой замысел. Умолчание порядкового номера — «третья»,  н е н а з ы в а е м о е  умолчание — всё это должно отсылать читателя в уже понятный и известный контекст. Тема лжи, фальши и некой умалчиваемой истины включает, наконец, тему голого человека уже не в просто литературный или этологический контекст, но и непосредственно размещает его в Бытие, наполненное другими созданиями и сознаниями.

12.
Напоминаю, мы читаем текст, намеренно стирающий различие между автором, лирическим героем и произведением. Нельзя сказать с уверенностью, какая из этих трёх сущностей имеется в виду.

13.
Вот мы, наконец, добрались и до читателя. Хотя до этого в тексте он уже упоминался дважды. До этого момента голый человек, кем бы он ни был, напрямую обращался к читателю — единственному свидетельству того, что внешняя реальность всё-таки продолжает существовать. Здесь же читатель, наконец, включён в тело текста, одновременно оставаясь за его пределами.
Парадокс в том, что текст оказался пророческим. В процессе первой трансляции именно эта часть стала получать лайки. И именно эту ситуацию предвидит голый человек. Наказание не в том, что кто-то ставит лайк, а в том, что кроме лайка-отметки «мимопроходил» стихотворный герметичный текст больше не вызывает читательских реакций. Но при этом впервые читатель помянут не всуе.

14.
На самом деле тут большая неопределённость. То ли Дух снизошёл в текст, то ли некто под видом Духа ответил на монолог. Но что точно определённо — текст здесь впервые отрывается от разглядывания своего отражения в зеркале (тёмном окне?). Проповедь ли это, отповедь или сетование? Но что точно — голый человек, наконец, находит себе внешний адресат. Самая короткая и самая неоднозначная часть, в самом деле. Но её не может не быть. Как… ну, вы поняли, кого.

15.
Если читатель достаточно упорен, он несомненно уловит связь порядкового номера этого фрагмента с ещё одной упомянутой вначале заповедью. Почитание «родителей» — это непременная связь с традицией. В данном случае — поэтической. Сложно не увидеть отсылку к Бродскому. Сложней увидеть пару-тройку других отсылок. Но главное — самим фактом своего появления-рождения и выхода за пределы виртуальной комнаты, разрывая пуповину, голый человек утверждает себя свершившимся литературным фактом.