ИЗНУТРИ

Выпуск №21

Автор: Vlad Pryakhin (Влад ПRЯхин)

 
+++
смотри изнутри –
раз внутри остался –
как пустеют они
берега Стикса
как исчезает слух
как зрение меркнет
как руки сжимают то
что намедни вложили в них

следи
за превращениями
сегодня, к примеру
умевший задорно смеяться
превратился в железного паука

 
ИМ НЕТ НИКАКОГО ДЕЛА

львы не едят улиток
им нет никакого дела до них
и до птиц
склевывающих улиток по признаку принадлежности к слизнякам
то есть осуществляющих их геноцид

сколько слонов возмутились
узнав, что стая хищных касаток
набросилась на тюленя
и растерзала его?
ни одного
им нет никакого дела до них

– мы не дождевые черви –
думает сидящий у окна
наблюдая за деловито раскапывающим землю петухом

и остается при своем мнении
пока вдруг не услышит вой бомбы
над своей головой

 
ОКАМЕНЕВШИЙ

                              И он медлил…
                              Берейшит, 19:16

обернувшийся инстинктивно
он долго смотрел на родной город
а потом посмотрел на себя и увидел
что он постепенно становится столбом
и части его тела
превращаются в камень

первыми окаменели его уши
и он не мог более отключить их
от вливаемой в них лжи

– слишком долго слушал их! – подумал он

потом окаменели глаза
и он не мог отвести взгляд от происходящего

– слишком долго смотрел на них! – подумал он

но тут окаменели его руки
и он больше не мог ничего сделать
для спасения себя и других

– слишком долго работал на них! – подумал он
и захотел уйти

но тут окаменели его ноги
и он не мог продолжать свое бегство

– слишком долго жил среди них! – подумал он
и попытался выкрикнуть это

но тут окаменел его язык
и он не мог более сказать ничего
о том, что думает на самом деле

тогда он захотел хотя бы отвернуться от того
что видел перед собой, что показывали ему
но было поздно –
его шея уже окаменела
и он не мог более управлять ею

последними окаменели его мысли
они долго сопротивлялись
цеплялись одна за другую
пытаясь вытащить друг друга
из зыбкой однородной массы
пока его черепную коробку
заполняла дробленая каменная соль

 
КЛИМАТ МЕНЯЕТСЯ

что происходит с погодой сегодня?
вертолетов больше чем птиц
пули зарываются в землю
вместо червей
бобры строят новые убежища
из слов ткут маскировочные сетки
климат меняется
бури и наводнения
на речи мыслящих
накатывается несущая обломки вода

 
+++
КАК ПОНЯТЬ
О ЧЕМ ОНИ ГОВОРЯТ

хорошо читать стихи об утреннем кофе
сидя в убежище
но лучше наоборот
за утренним кофе
читать стихи
написанные в убежище

ты говоришь, что не можешь понять
о чем они там говорят
в своих странных текстах?
просто они питаются сухими пайками и пулями
а ты завтракаешь дома или в каком-то кафе
проглоти хотя бы одну пулю
проведи ночь в убежище –
смысл их слов
откроется и тебе

 
ОТЪЕЗД

прислоняюсь к доступной колонне
присоединяюсь
к доступной сети
жду поезда
который меня довезёт
поезд обещан
обещанное иногда сбывается здесь
пусть и не сразу

вот и этот
проследует до станции Х
там одна жизнь кончается
и начинается другая жизнь

в той другой жизни людей на улицах меньше
они не спешат
стоимость жизни ниже

потому что несколько дальше
от центра
где принимают решения
и от места
куда приходит возмездие
дальше чуть-чуть

и ещё там холмы имеются
с которых лучше видно
то, что нас ждет

+++

такое время
когда снайперы выживают
а поэзия “мертва”
по словам некоторых
специалистов в этой области

но я перестал «делать стихи»
пишу их как прозу
только расположение слов в столбик
приближает мои тексты к тому
что советовали мастера

+++

робкое утро

пищу почуяв
слетаются вороны-комментаторы
на свежий труп новостной

сотни безжалостных клювов
и тысячи глаз

 
ЧТО ПРОИСХОДИТ ТАМ
(из кн. “Парагвайские хроники”)

ночью вспышками расцветает пустыня
– что происходит там?
– война, Хорхе, война!

война
способ существования производства патронов
способ овеществления ненависти
материализации страха
освобождения жадности
которую некому обуздать

война
для обывателя
третий курс обучения выживанию
аспирантура для недовольных
материал к докторской диссертации
для изучающих протест

война
даже если крыша твоя устояла
и ничего не влетело в окно
дом не устоит

война
будущее перечеркнуто
победой и поражением
поражением и победой
крест накрест
и ещё раз
крест на крест

война
прежнего нет
прежнего больше не будет
и тебя прежнего больше нет
посмотри на себя в зеркало
сфотографируй себя в первый день
уже через год такого тебя не будет
когда-то война закончится
но тебя довоенного
не будет уже никогда

ночью вспышками расцветает пустыня
война
время метаморфоз
пустота превращается в темноту
потом темнота умирает
и превращается в пустоту

 
ПТИЦЫ БУДУЩЕГО
(советы футурптерологу)

1.

постарайся думать не о вымерших когда-то птицах
и не о жалких их потомках
прозябающих в настоящем
а о птицах будущего
постарайся дать их описание
птиц будущего ещё нет
но на почве сознания заметны тени их крыльев
изучи каждую тень
обойди ее
рассмотри ее очертания
велика ли будущая птица?
из какой стали сделаны ее крылья?
сколько килограммов тротила она несёт?

2.

представь себя на мгновение Прометеем
прикованным к скале будущего
оцени будущий Клюв
его остроту и длину

3.

деревья
на которых будут сидеть птицы будущего
материал, из которого они сделаны
покрытие, имитирующая кору
провода
надписи “не влезай, убьет!”

каждый элемент –
отдельное высказывание
или акт осязания
ножи-разделители –
они между пальцев
и между слов

4.

ноги птиц будущего
состоящие из полых стальных костей
и когтей

 
ТЕЛО СМЕРТИ

1.
изо дня в день растет оно, тело смерти
утром смотришь в окно –
ещё приросло к нему что-то
цинковые гробы
и подкожный начальников жир

повсюду его железные клетки
из толстых прутьев в судах
из тонких – для птиц

они размножаются
было десять клеток
стало пятнадцать
было сто
стало двести

тело смерти растет
на нем лопается одежда
обнажается кожа
в не предназначенных
для осмотра местах

днём и ночью
мастера шьют одежду для смерти
чтобы прикрыть ее наготу
но по швам расползается снова
одежда:
быстро растет девочка-смерть
ее громкое тело
визжит и ногами стучит
выставляет любые места напоказ
не знает и знать не хочет
что значит «срам»

2.
засыпал он живым
а проснулся в ужасе
пошевелился и понял
сразу понял
и ему они дали тело смерти
а прежнее унесли

все же встал
посередине стола
россыпь ненужных дел

 
+++

мальчик, который целует ее по четвергам
ничего не понимает в философии
в филологии и в теории стиха
поэтому она рассказывает о своем научном открытии мне
в поэтике Хеджинян она неожиданно нашла связь с прагматизмом
– есть что-то от Пирса

– ну да, Гарвард, был женат на феминистке… –
произношу я задумчиво
не пытаясь вникнуть
а она развивает дальше свою мысль

кажется, она защитила кандидатскую диссертацию
и собирает материал для докторской
наверное, она принимает меня за препа
одного из соседних универов
но я простой верстальщик
распределитель чужих слов
в свободное время имитирующий
непозволительную для моего возраста
богемную жизнь

почему же никто из них, ученых,
не заметил эту обнаруженную ею связь?
не оценил ее находку?
почему не опроверг, если это не так?
потому что все они заняты отчётами
коллоквиумами
подготовкой к переаттестации
потому что они не живут
а у меня, полуживого и перебивающегося кое-как
временами наблюдается какая-то жизнь

– приходите ещё
говорит она –
с вами интересно

– приду – отвечаю я –
если смогу дойти

 
ЗАМЕРЗАЮЩАЯ

– внутри меня холод
нет, не просто мне холодно
но холод внутри –
так она говорит

– я смотрю на траву
и она покрывается инеем
и яблоки замерзают на ветках
когда я на них смотрю
однажды я шла по берегу ручья
и смотрела на воду
вода увидела это и остановилась
струи застыли, стали твёрдыми
превратились в камень
и стебли тростника торчали из него

а ещё у меня есть брат
мы часто с ним спорили
он не хотел видеть правду
и остался теплым
он и сейчас смеётся где-то
в теплом месте в тесной тусовке
с друзьями внутри

а у меня
когда я поняла, что происходит
образовалась внутри ледяная глыба
ее ничем не растопить

 
ТЫ ГОВОРИШЬ ИЗНУТРИ

ты говоришь изнутри
и ты говоришь
что никто тебя не понимает
ты жалуешься
что никто там
не понимает
что ты сейчас говоришь

столько разных людей там, вовне
тебя слушают
и никто не понимает
почти ничего

это потому
что ты говоришь изнутри ада
а кто-то говорит снаружи что-то про ад
и многим кажется
что он лучше знает правду
про твой ад
и многие рады слушать его ещё и ещё
а не тебя

но то, что он говорит
это не та правда
то, что сказано кем-то снаружи про твой ад
это другая правда

это не та правда
которую ты кладешь, выходя из дома
в карман
это не та правда
которую ты, оглядываясь
закручиваешь в полиэтилен
и зарываешь в песок
все потому
что они не здесь
а ты говоришь изнутри себя
говоришь изнутри ада
и это нормально
что никто там тебя не понимает
почти никто

люди в аду и люди снаружи
не понимают друга
почти никогда не понимают
так он устроен, ад

 
ХУДОЖНИКИ

– у нас три яблока
и только одна девушка согласна позировать
а у вас?
– а у нас десять Герник
и ни одного Пикассо

 
ТАНЦОРЫ

“пока вы там умираете, мы спляшем
мы спляшем тихо и музыка будет негромкой, раз уж вы умираете там
конечно, каждый из нас внутри себя против того, чтобы вы умирали
мы даже говорим об этом шепотом в раздевалке
но у нас конкурс
и на носу фестиваль
у нашего танцколлектива задача занять первое место
или хотя бы второе
а тут вы умираете…
но мы не можем более ждать, все и так затянулось
всегда ведь кто-нибудь умирает где-то в долине смерти
просто он оказался там
конечно, это ужасно
конечно, у нас что-то не так
но, согласитесь, ведь и у вас не все правильно было
об этом и наш аллегорический танец
в этом году он совсем не весёлый и мы даже отменили капустник
мы не можем сказать ничего и наши руки до вас дотянуться не могут
здесь поэтому мы тихо пляшем и музыка наша приглушена
пока вы умираете там
пока вы идете долиной смерти

и нам странно, что вы не понимаете нас”

 
ОПЫТ ТОРГОВЛИ

только себя, только себя
не маркируй трусом
маркируй осторожным
предусмотрительным маркируй себя
потому что поставленный знак
наклеенная этикетка –
как знают торговцы –
оказывает тайное влияние на товар

я не могу объяснить
как это происходит
как превращается в сладкий батат
подмерзший картофель с соседних полей
но утром, после помещения в другую упаковку
он становится другим
и никто не купит его
чтобы положить в суп

это мой опыт торговли:
только не называй себя тем
что никому не нужно
даже если ты просто молчишь сейчас
все равно ты кому-то нужен
однажды и твой час настанет
даже если ты просто молчишь сейчас

 
ВЕСЬ ВОПРОС

весь вопрос заключается в том
что раньше приходит:
забвение или возмездие?
голос выжившей жертвы
или вечная тишина

чтобы уроки истории принимать
надо быть камнем
тысячелетним камнем
лежащем на берегу
высохло море
и жерла вулканов остыли
что говорить о слезах
о шрамах от ран!

 
ЧТО ЭТО БЫЛО?

– так что это было
полное сладости и мучений
что было нами
что мы вспоминаем с радостью и в слезах
и что безвозвратно прошло?

все и ничего
все и немного –
зерно будущего
которому предстоит прорасти

 
 
2022-2023