21 ноября 2020 состоялся круглый стол на тему «Стратегия «неудачи»: плюсы и минусы маргинальных практик».
Как правило, пишущий человек стремится к обретению популярности. Но правило это работает далеко не всегда. Конечно, популярность бывает разная – это может быть широкая известность у массового читателя, а может быть признание относительно небольшого элитарного кружка. Тем не менее механизмы обретения признания существуют, они достаточно очевидные, и мы обязательно затронем эту проблему в последующих обсуждениях. Однако на этот раз хотелось бы поговорить о неочевидных литературных практиках и об авторах, которые сознательно избегают популярности, работая со сложно устроенными текстами или же постоянно меняя авторскую маску. Тема эта на самом деле довольно обширная, поэтому предлагаем считать это обсуждение попыткой всего лишь определить границы и основные параметры явления.
В обсуждении участвовали Николай Байтов, Татьяна Бонч-Осмоловская, Александр Бубнов, Михаил Вяткин, Александр Житенев, Гали-Дана Зингер, Игорь Левшин, Света Литвак, Андрей Черкасов, Владимир Пряхин. Модератор — Анна Голубкова.
Обсуждались следующие вопросы:
- Манифестом ориентированного на «неудачу» искусства является эссе Николая Байтова «Эстетика “не-Х”». Насколько соответствует ему практика самого Николая Байтова? Как его собственная известность сочетается с провокативностью литературных произведений? Является ли эта провокация намеренной или же это побочный результат задекларированной «антитоталитарной» эстетики “не-Х”?
- История литературы на данный момент настолько богата и разнообразна, что выбор любой творческого метода так или иначе отсылает к какой-то традиции, в том числе, к примеру, авангардной, дадаистской или древним художественным практикам. Какими могут быть причины обращения «через голову мейнстрима» к забытым или новейшим традициям? Является ли этот выбор осознанным? Как он сочетается со стремлением к популярности или отказом от нее?
- Нетрадиционные традиции. Формальные ограничения и комбинаторные методы в литературе. Практика их применения, проблема популяризации и восприятие аудиторией. Где границы формальных приемов, со стороны «нормальных» текстов и с другой стороны? Могут ли комбинаторные методы подчеркнуть связи с определенного рода традицией? Насколько эта связь прочитывается неподготовленным реципиентом?
- Элементы абсурда, сюрреализма и дадаизма в практике современных авторов. Проект Михаила Вяткина «Пути абсурда – лаборатория».
- Поэт больше чем поэт. Новые концепции стиха: «Черновик» Александра Очеретянского. «Интегральный стих» Александра Бубнова.
- Практика поэтического вычитания Андрея Черкасова. Является ли применение нетрадиционных носителей – видео, аудио, компьютерные игры, программы, интерактивные инсталляции и другие технологии – способом маргинализации поэтического высказывания? Или наоборот – это выход на более широкую читательскую аудиторию?
- Создание многочисленных авторских масок – гарантированный способ избежать обретения популярности? Зачем авторы это делают и чего таким образом пытаются добиться? Если автор популярен, он будет популярен во всех лицах: феномен Ромена Гари. А если не популярен? Гали-Дана Зингер, Котик Верблюдов.