Литературный журнал в современную эпоху: безумство храбрых или диагноз

 

11 мая 2020 г. состоялся круглый стол на тему «Современный литературный журнал: безумство храбрых или диагноз».

Вряд ли кто-то будет оспаривать необходимость литературных журналов как площадки относительно оперативной публикации и литературной полемики. Журналы фиксируют определенную сложившуюся литературную картину, и все же в наше время утверждать с полной уверенностью, что они эту картину формируют, наверное, нельзя. Современные журналы ориентированы в основном на некоммерческую литературу, они не окупаются, их издают энтузиасты на гранты государства или средства частных спонсоров. В то же время эти журналы создают точки влияния, которые ни в коей мере не позволяют объявить их занятием полностью бессмысленным. И потому в рамках этого круглого стола мы решили поговорить как о глобальных, так и о частных проблемах существования современных литературных журналов.

В дискуссии приняли участие: Алексей Александров (поэт, редактор отдела поэзии журнала «Волга»), Ольга Балла, (эссеист, журналист, литературный критик, заведующая отделом публицистики и библиографии журнала «Знамя»), Людмила Вязмитинова (поэт, литературный критик, руководитель литературной студии), Лилия Газизова (поэт, литературный деятель, ответственный секретарь журнала «Интерпоэзия»), Мария Галина (поэт, прозаик, переводчик, литературный критик, заместитель заведующего отделом критики журнала «Новый мир»), Анна Грувер (поэт, переводчик, со-редактор журнала «Парадигма»), Владимир Коркунов (поэт, переводчик, литературный критик, издатель, со-редактор журнала «Парадигма»), Елена Мордовина (прозаик, заместитель главного редактора журнала «Крещатик», редактор издательства «Каяла»), Евгений Никитин (поэт, прозаик, литературный критик, руководитель онлайн-семинаров поэзии и прозы, создатель телеграм-канала «Метажурнал: Русская поэзия 2019-2020»), Татьяна Бонч-Осмоловская, Анна Голубкова. А также выступили Татьяна Виноградова (поэт, прозаик, художник, член редколлегии альманаха «Среда»), Владимир Пряхин (поэт, прозаик, издатель, главный редактор альманаха «Среда»), Ольга Логош (поэт, переводчик, литературный критик, член редколлегии альманаха «Среда»), Полина Копылова (поэт, переводчик, журналист, член редакционного совета журнала «LiteraruS» (Хельсинки)).

Обсуждались следующие вопросы:

  1. Два года «Артикуляции» (скоро): итоги и перспективы.
  2. Издание литературного журнала как культурный проект: плюсы и минусы.
  3. Бумага, сайт, социальная сеть: где сейчас живет литературный журнал? Нужна ли журналу бумажная версия?
  4. Что лучше: постоянно обновляющийся литературный канал или строго структурированное, ограниченное по объему издание.
  5. На какие сегменты (поэзия, проза, критика и др.) стоит делить издание, их наилучшее соотношение по объему. Общее значение каждого сегмента в структуре журнала. Нужны ли ориентированному на художественную литературу изданию статьи научно-популярного характера (например, на опыте «Нового мира»).
  6. Где брать критиков и как их уговорить на волонтерское сотрудничество.
  7. Скандал, хейт, полемика: границы жанров. Плюсы и минусы публикации острых полемических материалов.
  8. Способы увеличения количества публикаций авторов-женщин: есть ли альтернатива гендерной квоте.
  9. Перспективные направления развития современных литературных изданий (если они существуют в принципе).

Некоторые из этих вопросов будут более подробно обсуждаться на следующих круглых столах.