Литературный интернет: расцвет или прозябание

 

06 июня 2020 г. состоялся круглый стол на тему «Литературный интернет: расцвет или прозябание».

В настоящее время в интернете развиваются разнообразные формы литературной жизни: сайты, каналы, разного рода телеграм-каналы, блоги литераторов. Более того, современный литературный журнал в первую очередь живет в сети, и только потом – на бумаге. Хотя бумажные журналы, безусловно, во многом сохраняют свою престижность и такую несколько старомодную привлекательность. Мы решили поговорить о проблемах и перспективах функционирования литературы в интернете, о плюсах и минусах публикации на разных ресурсах. И самое главное – о возможностях расширения аудитории и различных стратегиях работы с читателями, если, конечно, ресурс в принципе заинтересован в их привлечении.

В дискуссии приняли участие: Игорь Дуардович (директор редакции журнала «Вопросы литературы»), Гали-Дана Зингер (со-редактор журнала «Двоеточие», со-редактор интернет-альманаха «Артикуляция»), Владимир Коркунов (со-редактор журнала «Парадигма»), Владимир Козлов (главный редактор журнала «Просодия»), Анна Мурашова (исследователь сайтов со свободной публикацией), Евгений Никитин (создатель телеграм-канала «Метажурнал: Русская поэзия 2019-2020»), Юлия Подлубнова (со-куратор издательской серии фестиваля InВерсия), Наталья Полякова (главный редактор журнала «Лиterraтура»), Евгения Риц (со-редактор сайта «Полутона», со-редактор интернет-альманаха «Артикуляция»), Татьяна Бонч-Осмоловская, Анна Голубкова. Также выступила Людмила Вязмитинова.

Обсуждались следующие вопросы:

  1. На какую аудиторию рассчитан ваш ресурс? Есть ли обратный отклик от этой аудитории? Используете ли вы (открываете ли на своих площадках) возможность читательских комментариев? Имеет ли смысл специально заниматься организацией обсуждений опубликованных текстов?
  2. Насколько важно для интернет-ресурса современное и привлекательное оформление? Нужно ли его специально разрабатывать? Можно ли более или менее четко ориентировать оформление на определенную группу читателей? Важно ли чередование текстов и визуальных публикаций для блогов и телеграм-каналов?
  3. Используете ли вы интернет-платформы для нелинейного, интерактивного, разветвляющегося, всплывающего, дополненного, кэшированного и т.д. восприятия материала? Какие возможности в целом появляются у интернет-изданий по сравнению с бумажными?
  4. Какой должна быть периодичность появления новых материалов для сайтов, телеграм-каналов, блогов? Что лучше для интернет-издания: публикация в определенной периодичности множества текстов (структура бумажного литературного журнала) или частая публикация одиночных текстов (структура блога)? Какие тексты воспринимаются лучше – стихи, проза, критические заметки? Практикуете ли вы публикацию острых полемических материалов?
  5. Нужны ли литературным сайтам и журналам свои страницы в соцсетях? Есть ли какие-то особенности в работе с подобными страницами для разных соцсетей – фейсбука, вконтакте, твиттера, телеграма? Насколько сильно меняется восприятие художественного текста в зависимости от места его публикации?
  6. В интернете есть литературные ресурсы с разным уровнем доступа и степенью экспертного модерирования. Насколько важно участие редактора? Что лучше, свободные проекты или отбор текстов редакторами, непрерывное наполнение издания авторским контентом или объявление проектов, куда присылают работы авторы?
  7. Публикации из более традиционных по модели функционирования интернет-журналов без проблем воспроизводятся на бумаге. А вот что можно сделать с огромными объемами информации из телеграм-каналов? Как она может быть опубликована или по-другому использована в дальнейшем?